От редакции: Музейные смотрители

РИА Новости

Акция «Ночь в музее» (вариант - «Ночь музеев»), прошедшая по стране в ночь на вчера, должна стать рекордной по массовости. В Москве в прошлом году в ней приняли участие 1,3 млн человек, в этом, по предварительным оценкам, - 1,5 млн. Основа аудитории - молодежь, это логично: ночной хеппенинг требует определенной стойкости (в том числе в очередях). И это свидетельствует об успехе акции - ведь она задумывалась именно как нестандартный маркетинговый ход для привлечения людей в музеи.

Впервые акция была проведена в 1997 г. в Берлине, затем распространилась по другим странам. В России в 2002 г. в акции участвовал Красноярский музейный центр, Москва первую «Ночь» провела в 2007 г., Петербург - в 2008 г. Можно утверждать, что сейчас «Ночь музеев» стала нормой для жителей столиц и крупных городов.

Но в целом по стране об акции знают мало. По данным проведенного накануне опроса ВЦИОМа, доля тех, кто знает о «Ночи музеев», выросла с 42% в 2012 г. до 51% в 2014 г. Планировали участвовать в этом году 13%. У фонда «Общественное мнение» (ФОМ) немного другие цифры: 58% впервые слышали об акции, 20% знали, 21% что-то слышали. 5% участвовали раньше, 13% планировали в этом году.

По данным ФОМа, 30% граждан никогда не были в музее, 51% бывают раз в год или реже. 26% были в последний раз в музее более пяти лет назад, 16% - от года до пяти лет назад. Есть объективные трудности с доступностью музеев (цены на билеты, низкая мобильность населения и т. п.). Но есть и маркетинговые вызовы, связанные с тем, что музеи все больше воспринимаются как часть экономики услуг, и в этом смысле «Ночь музеев» еще долго будет востребована в России.

В известной мере акция отражает особенности переходного периода в жизни традиционного музея. Функция хранения и каталогизации знаний в эпоху информационного взрыва стала очень сложной, требует все большей специализации. Функция просвещения никуда не делась, но должна соответствовать технологическим и педагогическим изменениям - нужно быть внутри медиа, нужно просвещать через игру и развлечение. Сегодня конкурентами музея в борьбе за аудиторию стали интернет и торговые центры. Акции, подобные «Ночи музеев», позволяют музейщикам проявить себя на стыке художественных, просветительских и развлекательных задач.