Управляющие берут количеством

У управляющих компаний все меньше корпоративных счетов и все больше частных. На последние приходится уже треть средств под управлением, подсчитало «Эксперт РА»
Денис Абрамов/ Ведомости

За 2013 г. рынок доверительного управления вырос на 8,2% до 582 млрд руб., говорится в обзоре рынка доверительного управления за 2013 г., подготовленном агентством «Эксперт РА» на основе анкетирования 96 компаний (по оценке агентства, занимают 80% рынка).

У корпоративных клиентов в 2013 г. шла консолидация, «средства переводились в УК централизованно», объясняет сокращение количества счетов при увеличении объема размещенных активов Александр Пчелинцев, гендиректор УК «Газпромбанк - управление активами».

Положительный результат обеспечили частные клиенты, на которых по итогам 2013 г. приходится более трети (33,8%) бизнеса управляющих (в 2012 г. - 29%). В 2013 г. граждан, передавших средства под управление УК, стало больше на 20%, хотя средний счет сократился с 20,8 млн руб. до 15,2 млн руб. «Это говорит о повышении относительной доступности услуг УК и росте популярности этого сегмента среди инвесторов», - отмечает «Эксперт РА».

В корпоративном сегменте - стагнация. Счета компаний выросли лишь на 0,15%, при этом их количество резко снизилось. За 2011-2013 гг. счетов корпоративных клиентов стало меньше на 47%. Правда, оставшиеся клиенты увеличили средний счет: за 2013 г. он вырос на 14,1% до 2,3 млрд руб. За счет как положительного результата управления, так и новых средств, отмечали респонденты.

«Управляющие компании в режиме жесткой конкуренции борются за каждого клиента, предлагая новые продукты, расширяя возможности и снижая комиссионные издержки клиента», - объясняет сокращение среднего счета частных клиентов Вадим Ярош, начальник департамента УК «Капиталъ». По его словам, еще пять лет назад большинство новых продуктов требовали серьезных инвестиций со стороны клиентов, но с каждым годом эти решения становятся все более доступными. К тому же у частных клиентов наблюдается тренд, противоположный корпоративным, замечает Ярош: «Они пользуются услугами нескольких компаний или банков, тогда как ранее получали все через одну компанию».

Еще одна причина - управляющие открывают банковские каналы для продажи не только ПИФов, но и продуктов в доверительном управлении, замечает гендиректор УК «Уралсиб» Юрий Белонощенко. По его словам, это тенденция последних 2-3 лет: «Раньше эта услуга предлагалась только состоятельным клиентам, а сейчас ее стали продавать более массово».

Клиентский счет снижается, а расходы на обслуживание не растут, уверяют опрошенные управляющие. «При правильном построении инфраструктуры и технологий частные клиенты - один из самых доходных бизнесов в управляющей компании или банке при не самых больших затратах на сопровождение», - уверяет Ярош. «УК научились объединять клиентов в пул и управлять общими портфелями 10-20 клиентов», - говорит Белонощенко. Эксперты считают, что сокращение среднего счета даже выгодно УК: база диверсифицируется и бизнес меньше зависит от поведения отдельных клиентов.