Конъюнктура: Дружба с драконом

Это и породило у Запада ощущение, что российская элита ради шенгенской визы готова на все. Однако у элиты есть инстинкт самосохранения - она уже не верит Западу. Многие из кланов, которые принято считать прозападными, уже активно работают с Китаем. Число друзей КНР растет, и они снимают некоторые табу: скажем, «Роснефть» пустила китайских партнеров в акционерный капитал в ряде добывающих проектов, хотя раньше это было совершенно невозможно. Некоторым политикам даже проще говорить с китайцами - им, скажем, не нужно объяснять, зачем полпредом в Сибирском федеральном округе стал бывший главком внутренних войск МВД.

Визит Путина в Китай - это больше чем просто важная внешнеполитическая поездка. Ситуация требует «ответа Чемберлену»: России важно показать, что западные санкции не превратят ее в автаркию. Отсюда и разговоры о развороте в сторону Китая. Хотя они, строго говоря, не вполне верны - Китай и так уже наш крупнейший внешнеторговый партнер. Однако речь идет о новом уровне отношений.

Судя по всему, визит пройдет в любимом путинском стиле - когда подписывается не один контракт, а целая серия соглашений, демонстрирующая прорывной характер. Мы готовы дать Китаю энергоносители (не случайно в центре обсуждения газовый контракт), военно-промышленные технологии (поставки новейших ракетных комплексов С-400 «Триумф» уже согласованы, обсуждаются проекты совместного производства вертолетов, а также поставки в Китай новых истребителей), предлагаем коммуникацию в области гражданской авиации и даже космоса. Россия готова пустить Китай в технологические закрома, где еще лежат востребованные у Китая советские разработки.

Раньше Китай рассматривался скорее как пугалка для Запада. Наша элита активно встраивалась в западную жизнь, рассматривая Восток как экзотику, но не как место приложения личных интересов. Многие важные решения проводились для синхронизации с Западом - взять хотя бы вступление в ВТО или Болонский процесс.

России нужно срочно решать проблему инвестиций, допуска к международному рынку капитала. Тут Китай - одна из немногих наших надежд. В ряде финансовых вопросов мы в одной лодке. Мы думаем про национальную платежную систему - а платежная система China UnionPay уже добилась успехов на внутреннем рынке. Но вот говорить о международном присутствии всерьез пока нельзя. И тут возможны совместные решения. Как и у проблемы возможного отключения от SWIFT и задачи создания альтернативной системы обмена межбанковскими сообщениями.

Так что все выглядит вроде бы логично. Однако надо понимать, что Запад в полном объеме нам все равно не заменить. Да и цена этой замены может оказаться высокой. Китайцы - сложные партнеры, жестко отстаивающие свои интересы и умеющие выкручивать руки даже тем, кто считает себя их партнерами. Запад фактически пихает нас в когтистые объятия восточного дракона. Зачем он это делает - остается загадкой. Неизвестно, сумеем ли мы выиграть от дружбы с Китаем, - но вот Китай своего точно не упустит.