Экспаты пошли по миру

Роскошная жизнь экспатов в России стала гораздо менее роскошной. Поэтому сегодня многие экспаты без сожаления меняют Россию на Таиланд или Катар. Но некоторые возвращаются
А. Таранин

По данным опроса The Expat Explorer Survey 2013, который ежегодно проводит банк HSBC, Россия занимает 20-е место по экономической привлекательности для экспатов и пятое - по доходам иностранных специалистов (Disposable Income). В исследовании принимали участие 37 стран. Еще в 2010 г. Россия возглавляла этот рейтинг по нескольким позициям: доходам экспатов, их благосостоянию и владению предметами роскоши. Сейчас в тройку лидеров по доходам для приезжих иностранцев вошли Таиланд, Каймановы острова и Катар.

Полезная смесь. Борис Дьяконов

председатель правления Банка24.ру (входит в состав финансовой группы «Лайф»):. Я знаю случаи, когда экспаты объединяли команду на борьбу с самим иностранным специалистом и коллектив дружно занимался интригами, разводками и проч. Смешанные команды работают лучше, если это не просто смесь людей из разных стран, а специалисты, объединенные одной целью. Такая команда может быть очень эффективна, тем более что сейчас экспаты могут стоить дешевле оборзевших русских менеджеров. Мы работаем вместе с иностранцами в формате временно приглашенных тренеров - их задача не только работать на конкретный результат, но и передать компетенции команде, это помогает прокачаться и достигнуть целей, но в то же время не ставит под угрозу чувство безопасности российских коллег. Это оказалось очень полезным при создании и проектировании сервиса, проработке IT-решений. Например, проект «Кнопка» - www.knopka.com - делался именно так: разработку бренда, сервиса и интерфейса команда вела совместно, потом участие иностранцев медленно стало сходить на нет, кроме нескольких сфер, в которых их помощь и опыт беспримерно полезен. Для развития сервисной модели мы привлекали специалистов, долгие годы проработавших в компании Virgin Airlines.

Где разглядывать женщин

В Москве по-прежнему выгоднее работать, чем в Лондоне, - конкурентов там больше, налоги выше, рассказывает Люк Джонс, партнер рекрутинговой компании Antal Russia. Здесь конкуренция пока еще в зачаточном состоянии, считает он. В России так и не научились продавать, ведь еще поколение назад за это сажали, замечает Джонс.

Джонс живет в Москве уже 12 лет, много путешествует по России и СНГ и уезжать пока не собирается. «Для меня Камчатка или Ташкент гораздо интереснее, чем любая европейская столица», - объясняет он. В его семье сильны колонизаторские настроения: отец Джонса когда-то из Великобритании уехал в Канаду, теперь его 40-летний сын делает вполне успешную карьеру в России. «Куда еще было ехать? В Нигерии жарко, в Саудовской Аравии - нельзя разглядывать женщин», - шутит Джонс. Своими российскими доходами и перспективами он вполне доволен.

Специально для иностранцев, приезжающих работать в Россию, Джонс написал книгу «Почему русские не улыбаются» (Why russians don't smile). По его мнению, она помогает экспатам быстрее здесь адаптироваться. Ведь у большинства из них привыкание к российским условиям работы и жизни занимает несколько лет. Труднее всего адаптироваться корпоративным экспатам, которые прибыли по заданию руководства, обычно они приезжают на три года. «Первый год они думают «куда я попал?», второй - пытаются что-то изменить, а на третий либо спешат уехать, либо пытаются продлить свой срок работы, если встретили и полюбили русскую девушку», - улыбается Джонс. Сам он признается, что перенял некоторые российские привычки, к тому же 10 лет был женат на русской женщине: «Правда, пиво в подъезде пока не пью».

Три типа экспатов

Экспаты заметно влияют на деловую среду в России, но степень этого влияния зависит от их стратегии поведения, говорит Владимир Карачаровский, доцент ВШЭ, руководитель исследования «Экспаты на российском рынке труда», проведенного в этом году фондом поддержки социальных исследований «Хамовники». В опросе приняли участие 145 руководителей-иностранцев, работающих в России.

Одних Россия перемалывает, превращая в русских, другие сами стремятся перемолоть Россию, сделав ее похожей на Запад, и самый интересный тип - менеджеры, которые, меняясь сами, меняют русских в лучшую сторону, объясняет Карачаровский. Исследователи попытались описать три этих типажа.

Идеалисты - это топ-менеджеры, которые работают в международной компании или в российской с участием иностранного капитала. Их присылают, чтобы внедрять западные корпоративные ценности. Идеалисты плохо знают Россию, у них такой образ жизни, что с нашей реальностью они почти не соприкасаются, объясняет Карачаровский. Их задача - не вступая в диалог, насаждать свою культуру ведения дела.

Прагматики - это люди, мотивированные исключительно прибылью. В отличие от идеалистов, они готовы принять любые правила игры и освоить любые полезные для карьеры навыки, вплоть до умения договариваться с чиновниками, лишь бы это было выгодно. По большому счету, никакого позитивного импульса развития от них не исходит, говорит Карачаровский.

А вот модернистам Россия не безразлична, обычно они ее даже любят. «С одной стороны, они приспосабливаются к нам, а с другой - демократично и ненавязчиво учат новому. Это создает хорошую среду для обмена знаниями, что полезно обеим сторонам», - рассказывает Карачаровский. Именно экспаты-модернисты меняют наш бизнес к лучшему, считает он.

Этика праздности

Интересны суждения иностранцев о национальных особенностях русских работников. Существует устойчивое, немодернизируемое ядро в нашей культуре труда, выдвигают гипотезу авторы исследования фонда «Хамовники». Это, например, склонность к авральному характеру работы. «Аврал позволяет объяснить лень и трудолюбие, одинаково ярко выраженные в характере русского человека, просто это две разные фазы трудового цикла», - отмечает Карачаровский. Иностранцев удивляет распространенная повсеместно этика праздности. Если западный человек считает, что время -- деньги, многие россияне убеждены, что время - это праздник. «Русские равнодушны к средней области культуры: все, что не относится к государственному или личному, для них второстепенно», - говорится в исследовании. Русские, как правило, не любят власть в ее конкретном воплощении, но высоко ценят сильную власть как идею и принцип. И позитивный момент: многие обладают огромным мобилизационным потенциалом - «готовы идти в заданном направлении», фиксируют в своих наблюдениях работающие в России иностранцы.

Уходят и возвращаются

Экспаты уходят и главная причина - ухудшение социально-экономической ситуации, падение спроса на рынках, замечает Карачаровский. По данным Росстата, в 2008 г. в России работало 24 000 граждан США и ЕС (из Великобритании, Германии, Франции, Италии и Финляндии). А в 2012 г. - уже 4300 специалистов из тех же стран.

Правда, эта волна отъездов образовалась в основном за счет предпринимателей и специалистов, которые работали в небольших компаниях, например преподавателей иностранного языка, а спрос на их услуги снизился. Крупные международные компании тоже сокращают персонал, но положение корпоративных экспатов более стабильно.

После кризиса 2009 г. примерно половина экспатов, которые до этого работали в России, уехали, но сейчас они постепенно возвращаются, замечает Джонс: «Один мой знакомый юрист, поработав здесь, несколько лет назад вернулся в Лондон. Но там ему стало скучно, и сейчас его наняла российская компания, которой нужен был юрист, знающий британские законы».