Санкции против облигаций

BlackRock вышел из российских облигаций: этот рынок вскоре может замереть, считают в управляющей компании. Российские управляющие и трейдеры уверены: бояться нечего
Bloomberg

BlackRock - крупный инвестор, его решение продать российские облигации будет давить на рынок, полагает долговой аналитик Альфа-банка Станислав Боженко, часть инвесторов может поддаться и тоже начать продавать российские инструменты. Но в целом решение BlackRock основано не на фундаментальных, а на геополитических факторах, напоминает Боженко, в будущем российские инструменты будут недооценены и это может стать сигналом к покупке.

В последние две недели от нерезидентов идут только покупки по государственным бумагам, отмечает трейдер БКС по инструментам с фиксированной доходностью Роман Бернацкий. Отношение инвесторов к инструментам не всегда зависит от геополитических факторов, продолжает он, тем более что фундаментальных причин для распродажи нет. Если только будет волевое решение фондов, тогда они будут распродавать, указывает Бернацкий: для иностранных инвесторов российские инструменты более привлекательны, поскольку стоимость заимствований у них меньше, чем в России.

Из-за санкций США вторичный рынок российских облигаций может быть заморожен, заявил FT руководитель подразделения долгов развивающихся рынков BlackRock Серхио Триго Пас. BlackRock - крупнейшая в мире управляющая компания с $4,32 трлн активов.

Фонды развивающихся рынков BlackRock, которыми управляет Триго Пас, продали все вложения в российские облигации - на сотни миллионов долларов. Это произошло в середине апреля - в качестве превентивной меры. «Раньше люди спрашивали, сколько греческих облигаций у ваших фондов, - отмечает Триго Пас. - Теперь то же будут спрашивать про Россию».

Россия имеет большой удельный вес во многих индексах развивающихся рынков, считающихся бенчмарками. Например, в индексе GBI-EM суверенных бондов, который рассчитывает JPMorgan в национальных валютах, вес России - 10%. В аналогичных индексах суверенных и корпоративных облигаций, рассчитываемых в твердых валютах, - примерно по 5%.

Офис по контролю за иностранными активами (OFAC, подразделение министерства финансов США, которое занимается реализацией санкций) требует, чтобы активы любой компании, в которой фигурант санкционного списка прямо или косвенно контролирует 50% капитала и более, замораживались независимо от того, включена компания в список или нет.

«Все сделки тогда могут быть заморожены, - говорит Триго Пас. - Даже компании, в которых лицам из санкционного списка принадлежит менее 50% капитала, представляют, с точки зрения специалистов по внутреннему контролю, потенциальный риск».

Как минимум еще один крупный управляющий активами избавился от вложений в российские облигации, знает Триго Пас, но большинство управляющих сокращают позиции на Россию, не прибегая к радикальным действиям. «Многие банки США сохраняют очень небольшие позиции, а неамериканские банки, имеющие позиции по российским облигациям с большим сроком обращения, нервничают все сильнее», - говорит Триго Пас. По его мнению, при необходимости покупать российские бонды начнут российские госбанки, которые могут выступить и кастодианами.

«Если будут новые санкции, то мы не знаем, какими будут ответные российские меры, - продолжает он. - Но мы слышали, что российские банки возвращают долларовые депозиты в Россию, и из-за этого рубль распродается слабее, чем можно было бы ожидать».

По данным Bloomberg, рыночная стоимость вложений BlackRock в ОФЗ - $248,4 млн, в российские еврооблигации - $413,6 млн.

В первой половине апреля несколько управляющих компаний США предупредили инвесторов о рисках в связи с санкциями против России, сообщает Reuters. Фонд SSgA развивающихся рынков ($841,1 млн под управлением) писал, что санкции США и ЕС могут привести к падению курса рубля, снижению суверенных рейтингов России, удешевлению российских акций и сокращению ликвидности. Фонд ING Russia ($124,6 млн активов) предвидит риски, если будут введены секторальные санкции - в финансовом, энергетическом и горнодобывающем секторах.

Российских экспертов заявления Триго Паса удивили. «Мы не видим изменений в поведении инвесторов на рынке российских облигаций», - уверяет главный исполнительный директор российской «дочки» Deutsche Bank Павел Теплухин.

Сейчас высокая волатильность и можно считать, что эта информация безвозвратно устарела, говорит управляющий портфелем облигаций УК «Райффайзен капитал» Константин Артемов, эти данные никак не повлияют на вторичный рынок облигаций - все, кто мог и хотел, уже продали российский риск, остались самые стойкие и сейчас можно заметить осторожный интерес других крупных фондов к рублевому риску.

За неделю, завершившуюся 14 мая, ориентированные на Россию фонды зафиксировали небольшой чистый приток средств - $47 млн, сообщает Reuters со ссылкой на данные EPFR Global. Большие новые поступления были в том числе в фондах iShares, ориентированных на российские индексы MSCI и находящихся под управлением BlackRock, замечают аналитики «Уралсиб кэпитал».

Затишье в украинском конфликте принесло фондам, ориентированным на развивающиеся рынки, $458 млн свежих денег. Неделей ранее инвесторы вывели $701 млн.