ЦБ даст деньги на рост

Деньги ЦБ в обмен на инвестиции: таков смысл новой программы стимулирования экономики, основные параметры которой может огласить сегодня президент России Владимир Путин
Кремль думает, как оживить экономику/ Игорь Зарембо/ РИА Новости

Не обязательно это звенья единой программы, но линия очевидна - предоставить финансовые ресурсы, не допустить, чтобы их вывели за границу, и обеспечить эффективное использование - стимулировать компании вкладывать в модернизацию, рассуждает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие».

Сегодня президент выступит на Петербургском экономическом форуме. По словам нескольких федеральных чиновников, часть его речи будет посвящена стимулированию экономики. Основная цель - запустить с помощью ЦБ финансирование инвестиций и модернизацию производств; для каждой меры есть кнут и пряник. Значительная часть этих мер уже обнародована. Получить комментарии пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова вчера не удалось.

Откуда деньги

Экономика России недоинвестирована (см. также данные во врезе): если спад ВВП, последовавший за кончиной СССР, был преодолен в 2007 г., то инвестиции до сих пор на 25% ниже, чем в 1990 г. С начала 2000 г. доля зарплат в ВВП последовательно превышала долю валовой прибыли, в 2013 г. соотношение составило 51,9 к 29,9%. По доле зарплат в ВВП Россия сопоставима с развитыми странами Европы, по доле прибыли - один из мировых аутсайдеров. Но прибыль - главный источник инвестиций для российских предприятий: по данным Росстата, доля собственных средств, включая средства вышестоящих организаций, в источниках финансирования инвестиций в 2010-2013 гг. составляла 41-46%, доля банковских кредитов - 9,6-11%, бюджетных средств - 17,9-19,5%.

Сокращение ресурса сопровождается удорожанием кредитных средств. По данным ЦМАКП, в 2013 г. процентные платежи по кредитам в обрабатывающей промышленности составили 38% прибыли от продаж. Из-за повышения ЦБ ключевой ставки они увеличатся до 42% (47% - кризисный максимум 2009 г.), сами кредиты подорожают на 1,5 процентного пункта.

Путин сегодня может заявить о необходимости развивать механизмы предоставления экономике длинных денег, говорит один из чиновников. «Наш ответ на санкции - высокая доходность и низкие риски; если мы можем обеспечить эти условия, сможем выложить их на стол - это будет достойным ответом на санкции», - заявил вчера министр экономического развития Алексей Улюкаев. В проекте плана - повышение производительности труда в промышленности на 50% к 2018 г. Минэкономразвития предлагает дополнительные инструменты рефинансирования банков под залог кредитов на инвестпроекты и упрощение выдачи госгарантий.

Некоторые меры ЦБ уже одобрил: с конца июня он может начать предоставлять долгосрочные кредиты крупным банкам (на начальном этапе с капиталом свыше 50 млрд руб.) по ставке 6,5% под инвестпроекты на срок до трех лет. Обсуждаются разные идеи, как сделать механизм более массовым, говорит федеральный чиновник. Одна из них - разрешить рефинансирование в ЦБ под залог госгарантий, знает чиновник Минфина. Новый механизм должен быть утвержден постановлением правительства, рассказывает он: банки будут кредитовать проекты, по которым получены госгарантии, а ЦБ сможет потом предоставить финансирование под залог этих госгарантий, при наступлении дефолта расплачиваться будет Минфин.

Конечная ставка будет зависеть от кредитного риска, оценить ее заранее нельзя, говорит вице-президент МТС-банка Александр Чернощекин, но нормальная маржа для банка по инвестпроектам вряд ли может быть меньше 4%, а значит, если получаешь деньги под 6,5%, то выдаешь минимум под 10,5%.

Надеются чиновники и на возврат капитала из-за границы. В правительстве и Кремле обсуждается амнистия капитала, говорят несколько высокопоставленных чиновников. Тем, кто не решится на амнистию, грозит пакет антиофшорных мер, в первую очередь закон о контролируемых иностранных лицах (CFC, готовится в Минфине), он позволит обложить российскими налогами прибыль, накопленную за границей, в том числе в офшорах.

на что деньги

Деньги пойдут на модернизацию, рассчитывают чиновники. Проводить ее придется под угрозой высоких экологических штрафов и механизма наилучших доступных технологий (НДТ), следует из плана повышения производительности (правительственные поправки ко второму чтению законопроекта об экологическом нормировании уже в Госдуме). Предприятия предложено разделить на четыре категории в зависимости от интенсивности загрязнения. Тем, кто не сможет внедрить НДТ, грозит резкий рост штрафов - в некоторых случаях в 100 раз.

Еще одна мера - повышение налоговой нагрузки на устаревшие фонды: Минэкономразвития предлагает поменять порядок оценки фондов с истекшим сроком амортизации. Для обновляемых фондов льготы уже есть - вновь вводимое оборудование освобождается от налога на имущество.

Модернизация приведет к сокращению кадров, признает Минэкономразвития, а значит, нужно стимулировать создание новых рабочих мест и трудовую миграцию. Постоянно поддерживать архаичные рабочие места - дорога в никуда, говорил Путин на форуме «Россия зовет!» в прошлом году: «На самом деле в этом не заинтересовано ни государство, ни работники».

Заемщиков не хватает

В отдельных секторах, связанных с сильным загрязнением, например в металлургии или химии, стимулирование обновления фондов может сработать, говорит Тихомиров: «Там удар будет точным». Но никто не может заставить инвестировать, уверен он: если нет спроса, бизнес предпочтет нести налоговые или штрафные издержки, но не станет наращивать долговое бремя.

Процесс сокращения прибыли и удорожания инвестиций сопровождается ростом свободных денег, которые предприятия держат на счетах (в 1,5 раза до 1,6 трлн руб. в 2013 г.): проблема снижения инвестиций не только в нехватке средств, но и в нежелании их вкладывать, замечает Виктор Стародубровский из Института Гайдара.

Должен быть спрос на деньги, чтобы они давали отдачу, а в России дефицит прибыльных проектов, говорит Александр Морозов из HSBC. Даже если у банков будут деньги, они могут не найти заемщиков, согласен Тихомиров.

Сейчас замедление кредитования связано не с нехваткой капитала, а с ростом рисков, говорит председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин: будут банки наращивать кредитование или нет, зависит от макроэкономической ситуации. А прогнозируемый рост от минус 0,5 до плюс 0,5% - статистическая погрешность, констатировал вчера на Петербургском форуме президент Сбербанка Герман Греф. По-прежнему власть думает, как сверху запустить рост экономики, рассуждает Морозов: чиновникам кажется, что мотор роста можно раскрутить ручным запуском пропеллера.