Меньше Lada

«АвтоВАЗ» прогнозирует снижение своих продаж на российском рынке в 2014 г. на 15%. Но за счет снижения издержек ожидает получить прибыль

Продажи Lada на российском рынке в 2014 г. снизятся на 15%, общие продажи автомобилей в стране - на 10-20%, сказал вчера президент компании Бу Андерссон (его слова приводит ИТАР-ТАСС). По данным АЕБ, в 2013 г. рынок сократился на 5% до 2,78 млн шт., продажи Lada - на 15% до 456 309 шт.

Подстроиться под рынок. Бу Андерссон, президент «АвтоВАЗа»

«Нет роста [рынка], это очевидно <...> это означает, что нам надо снижать темпы производства [Lada], и мы это делаем. Это сложно, но мы переживем этот момент». 22 мая 2014 г., ИТАР-ТАСС

Коммерческий директор дилерской компании «АвтоГермес» Александр Чулков и директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив согласны с оценкой Андерссона. Пока нет ни одного фактора, который позволял бы говорить о скором улучшении ситуации на рынке, отмечает Дацкив. А с учетом большой политики можно ожидать усиления присутствия в России китайских автомобилей, а это ударит прежде всего по Lada, добавляет он.

Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов считает, что рынок может сократиться на 5-10%, а продажи Lada - на 10% или даже меньше. Скажется эффект низкой базы, поясняет он. В 2013 г. продажи Lada падали быстрее рынка и одной из основных причин этого было обновление модельного ряда, напоминает Беспалов: старые машины были сняты с конвейера, а выпуск новых еще не вышел на оптимальную мощность. Теперь такой проблемы нет, отмечает Беспалов. При этом появляются новые модели и модификации: в мае в Ижевске начался выпуск Lada Granta (самой продаваемой модели в России) в новом кузове - хетчбэк, осенью в Тольятти начнется производство седана Lada Vesta, в дальнейшем появятся Lada X-ray, X-ray-Cross, новая Lada 4х4 и др.

Всего в 2014 г. группа «АвтоВАЗ» произведет 600 000 автомобилей в Тольятти (на 30,6% больше, чем в 2013 г., по данным «АСМ-холдинга») и 75 000 машин в Ижевске (+29,4%), говорит Андерссон. По его оценке, в 2016 г. Lada может занять 20% рынка (в 2013 г. - 16,4%). В ближайшие годы доля Lada в России будет увеличиваться, соглашается Беспалов, но вряд ли достигнет 20%: усиливается конкуренция в бюджетном сегменте - основном для «АвтоВАЗа».

«Нам нужно зафиксировать прибыль по итогам этого года», - сказал Андерссон, не уточнив ее размер. В 2013 г. чистый убыток компании по РСБУ составил 6,9 млрд руб. (вместо чистой прибыли в 211 млн руб. годом ранее), по МСФО - 7,9 млрд руб. (против прибыли в 29,2 млрд руб.). Выйти в плюс «АвтоВАЗ» намерен за счет оптимизации бизнеса. «В прошлом году показатель производства был 22 авто на человека в год, в этом году - 40, в следующем году будет 60», - говорит Андерссон.

«АвтоВАЗ» в 2014 г. улучшит финансовое положение за счет снижения издержек (компания снижает закупочные цены, сокращает штат и проч.) и увеличения выпуска автомобилей по заказам альянса. По оценке Беспалова, в 2014 г. по МСФО у «АвтоВАЗа» будет все-таки чистый убыток (1,9 млрд руб.), а чистую прибыль «АвтоВАЗ» получит в 2015 г. в размере 9 млрд руб.