РЖД борется за скорость

У РЖД появился шанс получить от государства деньги на строительство высокоскоростной магистрали Москва - Казань
Денис Абрамов/ Ведомости

Стратегическое обоснование - первый из двух этапов утвержденной правительством процедуры отбора проектов, которые претендуют на средства ФНБ. Второй - комплексное обоснование, после этого правительство может принять решение о финансировании проекта. Оба этапа почти прошел только проект освоения Элегестского месторождения и строительства железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино, его инициатор - Тувинская энергетическая промышленная корпорация Руслана Байсарова. Документы по комплексному обоснованию также уже представил «Росатом», который хочет получить средства на строительство АЭС «Ханхикиви» в Финляндии.

Проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань на этой неделе прошел первую стадию оценки для получения средств из фонда национального благосостояния (ФНБ). Одобрено стратегическое обоснование, рассказал «Ведомостям» замминистра экономического развития Николай Подгузов. Это подтверждает еще один профильный федеральный чиновник.

Стоимость строительства ВСМ до Казани - 1,06 трлн руб. (с учетом подвижного состава). Из бюджета на строительство ВСМ, по расчетам РЖД, понадобится 381 млрд руб., из ФНБ - 150 млрд руб., из Пенсионного фонда (на покупку облигаций компании) - 139 млрд руб. Сама РЖД готова предоставить 31 млрд руб. Большая часть этих средств - 384 млрд руб. - будет потрачена на строительство ветки Москва - Владимир. Еще 317 млрд руб. бюджетных средств необходимо для строительства остальных участков (Владимир - Нижний Новгород, Нижний Новгород - Чебоксары и Чебоксары - Казань). Их будут строить с привлечением концессионеров, которые должны будут вложить в проект 43 млрд руб.

Проектирование высокоскоростной магистрали РЖД планирует начать в этом году, завершить строительство - в 2018 г.

Деньги из ФНБ на проект обещал президент Владимир Путин еще в прошлом году. Также он поручил выделить по 150 млрд руб. на проекты модернизации БАМа и Транссиба и строительство Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье. Эти проекты правительство уже одобрило. А проект ВСМ чиновники отправили на доработку. Их не устроила модель финансирования проекта, но в марте РЖД представила новую. Кроме того, РЖД плохо работала с общественностью, говорит еще один федеральный чиновник: с учетом высокой стоимости нужно было активнее продвигать проект и его социально-экономический эффект. Вчера на Петербургском экономическом форуме РЖД как раз и занималась этим. Вице-президент монополии Александр Мишарин рассказывал о результатах технологического и ценового аудита проекта, проведенного EY совместно с Deutsche Bahn. Аудитор подтвердил: магистраль от Москвы до Казани сократит время в пути с 14 до 3,5 часа, действительно стоит более 1 трлн руб.

Одобрение проекта ВСМ до Казани не означает, что правительство согласилось дать на него деньги из бюджета, говорит федеральный чиновник. Главные риски проекта - отсутствие финансирования из бюджета и вопрос трафика (РЖД прогнозирует пассажиропоток в 17,3 млн человек в год к 2030 г.), добавляет он.

Проект ВСМ очень масштабный, решение по нему не может быть быстрым и в любом случае должно пройти обсуждение с общественностью, отмечает другой чиновник финансово-экономического блока. Максимум, что мы сейчас можем решить, - обещать начать реализацию проекта, когда будут на него деньги в бюджете, отмечает один из собеседников «Ведомостей». Финансирование из бюджета - принципиальный момент, его нельзя ничем заменить, говорит представитель РЖД. Пока РЖД ожидает выделения средств из бюджета на проектирование ВСМ, сказал Мишарин: обсуждается поправка в бюджет о выделении 6 млрд руб. на проектные работы.

Представитель Минфина на вопросы «Ведомостей» не ответил.