«Спутник» проверит источники

«Ростелеком» запустил государственный поисковик «Спутник», который, надеется компания, будет показывать только достоверную информацию

На открывшемся вчера Петербургском международном экономическом форуме «Ростелеком» представил разработанную им поисковую систему «Спутник». Размещен он по адресу sputnik.ru и представляет собой не только систему поиска, но и набор различных социально ориентированных сервисов, рассказал «Ведомостям» вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов. От других аналогичных проектов «Спутник» отличается тем, что является «точкой доступа к развивающейся цифровой инфраструктуре общества и государства», говорит Басов.

Среди сервисов «Спутника» - «Удобная Россия», помогающая получить официальную информацию, госуслугу или инструкцию по оформлению документов, льгот и пособий, а также по взаимодействию с учреждениями и службами. Другой сервис - «Мой дом» помогает сориентироваться на местном уровне: найти районную поликлинику, ОВД, собес, управляющую компанию. Также в результатах поиска работают виджеты госуслуг.

Отвечая на поисковые запросы, «Спутник» отдает предпочтение официальным источникам информации и стремится в целом как можно точнее отвечать на запросы, касающиеся взаимодействия человека с социальными институтами, говорит Басов. «Мы считаем, что для пользователя критична не столько полнота выдачи, сколько отсутствие недостоверной информации», - объясняет он. Как «Спутник» будет отличать достоверную информацию от недостоверной, он не уточняет. Но, например, информация известного крупного издания явно более достоверна, чем опубликованная у блогера, говорит источник, близкий к «Ростелекому».

Решить эту задачу можно, только используя систему верификации источников: поднимая в поисковой выдаче проверенные сайты и понижая или вовсе не индексируя непроверенные, говорит основатель Liveinternet Герман Клименко.

По словам Басова, «Спутник» уже проиндексировал 10 млрд документов в российском интернете и продолжит индексацию, работая в режиме открытого тестирования. Инвестиции в проект «Ростелеком» не раскрывает, ранее источник в компании оценивал их в $20 млн. Басов говорит лишь, что проект развивается «довольно экономично по сравнению с объемом поставленных задач», так как задействуются в том числе «нефинансовые ресурсы» «Ростелекома». В целом же «Ростелеком» рассматривает «Спутник» как коммерческий проект и рассчитывает монетизировать его, продавая рекламу и оказывая платные услуги. Делать это оператор начнет после выхода проекта из beta-версии и достижения определенного уровня аудитории (см. врез).

Едва ли речь может идти о том, чтобы навязывать «Спутник» госучреждениям и школам в качестве «поиска по умолчанию», говорит Басов: и задачи, и способы их решения у проекта рыночные, а основной его ресурс - это инвестиции и возможности «Ростелекома». Впрочем, поскольку «Спутник» решает важные для государства задачи, любая поддержка государства будет полезна, добавил менеджер.

У «Спутника» есть два возможных пути развития: один - традиционный для интернета, когда проект индексирует все больше веб-страниц и тем самым улучшает качество поиска, второй - пытаться привлекать аудиторию не поиском, а развлекательными сервисами, прежде всего видео, рассуждает Клименко из Liveinternet. Кроме того, государство может наладить через «Спутник» интернет-трансляцию ТВ-каналов, предполагает он.

Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова не стала оценивать работу «Спутника», сказав лишь, что планка качества интернет-поиска в России очень высока. «Крупнейшие поисковики активно развивают сложные технологии и продукты - машинное обучение и системы распределенных вычислений, персонализацию, компьютерное зрение и речевые технологии», - замечает она. Ежегодные затраты одного «Яндекса» на развитие поиска составляют $100 млн, говорил ранее топ-менеджер одной из интернет-компаний.

Технический директор Mail.ru Group Владимир Габриелян тоже не спешит с оценками: «Спутник» только стартовал, и у него еще много «детских болезней». «Например, самой важной категорией запросов являются запросы навигационные - к примеру, по запросу «ВК» пользователь ожидает увидеть сайт «В контакте», а не информацию о турбореактивном двигателе или компрессоре, - констатирует он. - Пока эта задача не решена, обсуждать достоинства или недостатки попросту рано, видно, что качество поиска пока что уступает существующим поисковикам».