Китайский драйв


Рост спроса на нефть в КНР позволил Саудовской Аравии, Кувейту, Бахрейну, Катару, ОАЭ и Оману в 2003-2013 гг. увеличить ВВП на $1 трлн до $1,7 трлн, подсчитали аналитики HSBC. Средний доход на душу населения в этих странах в 2013 г. составил $35 000 в год, в Катаре и ОАЭ - около $100 000. Если бы не спрос из Китая, на Ближнем Востоке не было бы построено столько небоскребов, рассуждает Саймон Уильямс из HSBC.

По данным Управления энергетической информации США, Китай занимает второе место в мире по импорту нефти после США (6,2 млн и 6,6 млн баррелей в день соответственно), три четверти поставок - из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Стоимость собственных активов ТЭКа в Китае - всего $1,3 трлн, оценил Oxford Institute of Energy Studies.

В будущем партнерство стран Ближнего Востока с КНР будет не только нефтяным, уверены аналитики HSBC, активная кооперация возможна в таких отраслях, как строительство, транспорт и банки. По данным Bloomberg, в Дубае есть офисы у четырех из пяти крупнейших банков КНР, в свободной экономической зоне Jebel Ali Free Zone зарегистрировано 170 китайских компаний, их число удвоилось с 2008 г.

Но отсутствие социальных и политических связей с Китаем и разница менталитетов будет ограничивать потоки капитала, указывают аналитики HSBC. У КНР сложные политические отношения с Ближним Востоком, признает Джон Альтерман из Center for Strategic and International Studies.