От редакции: Visa возвращается

Andrey Rudakov/ Bloomberg

История с платежными системами Visa и MasterCard, которые решено было «окоротить» в ответ на их присоединение к санкциям против ряда российских банков, - яркий пример характерного противоречия, вышедшего на поверхность в последнее время. Это противоречие между системой принятия решений и прагматическими интересами общества, бизнеса и даже самого государства.

Согласно стремительно принятым в ответ на санкции поправкам к закону о Национальной платежной системе, с 1 июля Visa и MasterCard должны были бы держать на спецсчетах в российском Центробанке суммы, равные их двухдневному обороту. Эти суммы могли бы достигать миллиардных величин, значительно превышая выручку обеих систем ($350-470 млн и $160 млн в год соответственно). После заявления Visa o возможном уходе из России и первых комментариев российских политиков в стиле «туда вам и дорога» пришел черед специалистов.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия не может отказаться от партнерства с этими компаниями, поскольку «более 90% пользователей платежных систем работают с ними», а глава ВТБ Андрей Костин назвал закон чрезмерным и предложил законодателям «не впадать в ура-патриотизм». В конце концов, после встречи представителей платежных систем с главой ЦБ и переговоров с первым вице-премьером Игорем Шуваловым и Антоном Силуановым предварительное решение было найдено: убрать из закона указание на размер депозита, поручив определять его правительству (он может составить 10% от оборота), а также разработать схему работы платежных систем через российские дочерние компании.

Вписывая в закон неподъемную для платежных систем сумму депозита, авторы поправок вряд ли руководствовались рациональными расчетами.

В результате болезненнее всего для десятков миллионов держателей карт оказались бы не заморские санкции, а непродуманное решение российских политиков.

Логика «самоналоженных санкций» - прямой результат того, как выстроена система принятия решений в современной России. По оценкам Алексея Кудрина, присоединение Крыма уже стоило России еще одной Олимпиады в Сочи. Ясно обозначившееся в последние годы главенство «силовиков» над «экспертами» неизбежно делает такого рода противоречия системными. Так, ориентация на мегапроекты и укрепление ВПК противоречит реализации социальных обязательств, выстроенная система патроната не позволяет бороться с коррупцией, а страх утраты контроля мешает необходимой для развития децентрализации управления.

Внутриэлитные противоречия и партийная борьба, вызванная разностью интересов управленцев и экономистов - обычное дело в политике. Но в ситуации отключения института выборов и фактической несменяемости власти такого рода противоречия не могут быть разрешены в рамках существующей системы. Единственное, что может гарантировать ей известную стабильность, - продуманность в принятии решений. Сюжеты вроде конфликта вокруг платежных систем все чаще заставляют беспокоиться на этот счет.