Призвание без признания

В Музее русской иконы открылась выставка Дмитрия Федорина, глубокого и нежного живописца-бессребреника, избегавшего заслуженного успеха
У картин Федорина есть сюжет, только надо его разглядеть/ О. Кабанова/ Ведомости

Если не знать обстоятельств жизни умершего в прошлом году художника Дмитрия Федорина, можно принять его выставку в Музее русской иконы за коммерческую. Не в смысле того, что она потрафляет каким-то низменным вкусам или ее автор старается понравиться публике, - нет-нет. Просто известно, что рукопись, в отличие от вдохновения, можно продать, и нежные, глубокие, красивые и одухотворенные картины Федорина органично бы смотрелись в музейных, галерейных и домашних стенах.

Но выставлялся он редко и мало, и хотя его картины есть в государственных и частных собраниях, публичного успеха художник не имел - то ли был к нему равнодушен, то ли на суету не хотел сил тратить. Мосховцы его поколения, кому сейчас за семьдесят, и схожих живописных поисков, Ирина Старженецкая, например, имели регалии и звания, Федорин - нет, он жил со своими картинами, в них.

Есть художники, верные творчеству, далеко зашедшие в поисках абсолюта, двигающие искусство вперед (или так думающие), ведущие диалог только с музами или с Богом. Публика им совсем не нужна. И они ей, как правило, тоже. Федорин, как утверждается в материалах к выставке, живший тяжело и уединенно, избегавший публичности, наоборот, диалогичен, открыт смотрящим. В его экспрессивных, не фигуративных полотнах есть содержание, послание, загадка с обязательным, без обмана, ответом. В сгустках красок или, наоборот, почти на голом холсте высматривается сюжет. И если картина называется «Голгофа», то на ней, вглядевшись, обязательно увидишь распятие. В случае «Ноосферы» или «Как располагаются миры» сюжет, понятно, разглядеть труднее, но за туманными подтеками холодных красок или энергичными сгустками теплых угадываешь соответствующую названию логику их нанесения. И никакого глубокомыслия тут нет, только художническая фантазия. Пусть «Творение», похожее на фрагмент потертой до потери рисунка помпейской фрески, никак не разгадывается, холст этот восхитительно красив и благороден.

На выставке показано почти все наследие Федорина, принятое на временное хранение Музеем русской иконы. Желание устроителей выставки показать все оставшиеся после смерти живописца произведения в хронологическом порядке понятно, ведь судьба картин Федорина непредсказуема, пока важно их сохранить. Но как хотелось бы все же развески гармоничной, дизайна легкого, отбора работ точного - чтобы все было красиво и легко. В стиле автора.

До 30 июня