Звонок с границы

Хотя россияне стали активнее пользоваться международным роумингом, темпы роста доходов операторов от этой услуги снижаются. «Ведомости» выяснили, почему это происходит
Россияне стали свободнее пользоваться связью за рубежом, а вот мобильным интернет-доступом - пока с опаской/ Reuters

Еще четыре года назад зарубежный роуминг был совсем непопулярен на массовом рынке, считает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Свою роль в этом сыграла в 2010 г. резонансная история с участием молодой пары, отправившейся в отпуск в Грецию и решившей воспользоваться там 3G-модемом «Мегафона», чтобы скачать несколько серий «Интернов». По приезде в Москву супруги получили счет на 1,055 млн руб. Эта ситуация в целом отражала положение вещей на рынке, резюмирует Савватин: высокие цены на услуги и зачастую не очень понятное ценообразование.

В 2010 г. рынок международного роуминга находился в «зачаточном состоянии»: многие вовсе отказывались включать телефон за границей, вспоминает аналитик. Вместо этого путешественники предпочитали покупать или специальные travel sim-карты глобальных, специализирующихся на таких услугах компаний, или контракты местных операторов.

Дешевле и популярнее

В 2011-2012 гг. ситуация изменилась и доля travel-sim карт упала. Этому способствовало прежде всего снижение цен на международный роуминг, которого потребовала Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В декабре 2011 г. «Мегафон» снизил базовые тарифы на международный роуминг в странах Европы, европейской части СНГ и в Турции в 5-9 раз, а расценки на интернет-роуминг - в 8,8 раза, вспоминает руководитель департамента беспроводных технологий исследовательской компании J'son & Partners Consulting Виталий Солонин. В результате к концу 2012 г. у оператора стало примерно на треть больше, чем годом прежде, пользователей услуг международного роуминга; количество исходящих звонков, совершенных в роуминге, увеличилось более чем вдвое, входящих - более чем втрое, а трафик передачи данных - в 5 раз, рассказывает он. Солонин приводит и другой пример, касающийся «Вымпелкома»: в конце 2013 г. этот оператор значительно снизил тарифы на мобильный интернет-доступ в поездках -до 5 руб. за 1 Мб (пакет, включающий 30 Мб, стоил 150 руб. в день). В результате в январе - феврале 2014 г. количество пользователей этой услуги у «Вымпелкома» увеличилось в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., а интернет-трафик вырос втрое.

Аналитик Content Review Сергей Половников считает, что снижению российских цен на международный роуминг во многом способствовала ситуация в Европе. Во-первых, рынок мобильной связи там окончательно консолидировался, а с транснациональными игроками всегда легче договариваться. Во-вторых, европарламент одобрил единое регулирование всех роуминговых европейских тарифов (он проголосовал за отмену роуминговых тарифов внутри Евросоюза с Рождества 2015 г.). Как следствие, в ЕС появилось много зон с единым тарифным ценообразованием, рассказывает Половников.

Золотоносные опции

По данным самих операторов, существенная часть их доходов от международного роуминга сейчас приходится не на базовые тарифы, а на специальные опции. «Вымпелкому», по словам его представителя Екатерины Лебедевой, опции дают более 50% трафика в международном роуминге. А представитель МТС Дмитрий Солодовников говорит, что благодаря опциям оператор зафиксировал в 2013 г. увеличение среднего количества минут разговоров и мегабайтов переданных данных в роуминге - на 15 и 75% соответственно.

После того как абонент подключает опцию, у него мгновенно увеличивается потребление услуг, говорит Половников из Content Review. За последний год, по его словам, появилось много опций, стимулирующих путешественников пользоваться интернетом, - так называемых пакетов интернета. Об одной из таких опций рассказывает представитель «Tele2 Россия»: она позволяет абонентам пользоваться спецтарифом для передачи данных в Швеции, Эстонии, Латвии, Литве, Хорватии и Казахстане. В результате интернет-трафик «Tele2 Россия» за рубежом увеличился в 2012 г. в 6 раз, а в 2013 - в 16 раз.

Непопулярный интернет

По оценке Ростуризма, в 2013 г. за границей побывало примерно 15 млн российских туристов - почти каждый десятый житель страны. Роумингом, по мнению аналитиков J'son & Partners, из них воспользовались около 12 млн. Аналитики строили расчеты, исходя из предположения, что российский рынок находится примерно в том же состоянии, что и европейский: 25% жителей Европы, согласно опросам Евросоюза, отключают телефоны в поездках по другим европейским странам, а 47% не используют в роуминге мобильный интернет-доступ. (Полтора года назад, по данным J'son & Partners, роумингом в России пользовались только 25% отъезжающих за границу абонентов.) Оценки Telecomdaily схожи. По словам его гендиректора Дениса Кускова, звонки в роуминге совершают более 70% российских абонентов, выезжающих за рубеж, а воспользоваться мобильным интернетом пока решаются менее половины - правда, этот сервис и дороже, и ценообразование понятно не всем, оговаривается он. Исполнительный вице-президент «Вымпелкома» Александр Поповский недавно признал: 90% абонентов, выезжающих за границу, не пользуются интернетом в роуминге.

Будущее за данными

За последний год трафик пользователей мобильного интернета в роуминге увеличился на 80%, рассказывает Лебедева из «Вымпелкома». Компания ожидает, что спрос продолжит расти летом, когда она запустит еще больше новых опций и предложений. Запуск одной такой опции перед Новым годом дал яркий результат: в январе - феврале 2014 г. пользователей мобильного интернета в роуминге у «Вымпелкома» было в 1,5 раза больше, чем в предыдущий новогодний сезон.

Доходы «Мегафона» от интернет-роуминга растут, но насколько, его представитель не говорит. Рост оператор связывает в первую очередь с ростом проникновения смартфонов и планшетов.

Цены на мобильный интернет в европейском роуминге за последние полтора года снизились в 10 раз, говорит Половников. Если раньше 1 Мб стоил около 700 руб., то сейчас - от 5 до 70 руб. Еще одним фактором роста интернет-трафика в роуминге он считает социальные сети и мессенджеры. Путешествуя, люди обычно продолжают заходить в эти сервисы, объясняет аналитик; в среднем, по подсчетам Content Review, на них приходится более 50% интернет-трафика в роуминге, а у продвинутых пользователей - около 70%.

Аналитики J'son & Partners Consulting подсчитали, что в 2012 г. доходы операторов «большой тройки» от услуг международного роуминга выросли на 10% до 26 млрд руб., а в 2013 г. - еще почти на 8% до 28 млрд руб. Но в целом, по их подсчетам (с которыми согласны их коллеги из iKS-Consulting), роуминг приносит сотовым компаниям 2-3% выручки, из которых 17-20% - интернет-доступ.

J'son & Partners прогнозирует, что доходы операторов от международного роуминга будут прибавлять в среднем 2-3% в год по сравнению с 7-8% в предыдущие годы.