Звонок с границы
Хотя россияне стали активнее пользоваться международным роумингом, темпы роста доходов операторов от этой услуги снижаются. «Ведомости» выяснили, почему это происходитЕще четыре года назад зарубежный роуминг был совсем непопулярен на массовом рынке, считает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Свою роль в этом сыграла в 2010 г. резонансная история с участием молодой пары, отправившейся в отпуск в Грецию и решившей воспользоваться там 3G-модемом «Мегафона», чтобы скачать несколько серий «Интернов». По приезде в Москву супруги получили счет на 1,055 млн руб. Эта ситуация в целом отражала положение вещей на рынке, резюмирует Савватин: высокие цены на услуги и зачастую не очень понятное ценообразование.
В 2010 г. рынок международного роуминга находился в «зачаточном состоянии»: многие вовсе отказывались включать телефон за границей, вспоминает аналитик. Вместо этого путешественники предпочитали покупать или специальные travel sim-карты глобальных, специализирующихся на таких услугах компаний, или контракты местных операторов.
Дешевле и популярнее
В 2011-2012 гг. ситуация изменилась и доля travel-sim карт упала. Этому способствовало прежде всего снижение цен на международный роуминг, которого потребовала Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
В декабре 2011 г. «Мегафон» снизил базовые тарифы на международный роуминг в странах Европы, европейской части СНГ и в Турции в 5-9 раз, а расценки на интернет-роуминг - в 8,8 раза, вспоминает руководитель департамента беспроводных технологий исследовательской компании J'son & Partners Consulting Виталий Солонин. В результате к концу 2012 г. у оператора стало примерно на треть больше, чем годом прежде, пользователей услуг международного роуминга; количество исходящих звонков, совершенных в роуминге, увеличилось более чем вдвое, входящих - более чем втрое, а трафик передачи данных - в 5 раз, рассказывает он. Солонин приводит и другой пример, касающийся «Вымпелкома»: в конце 2013 г. этот оператор значительно снизил тарифы на мобильный интернет-доступ в поездках -до 5 руб. за 1 Мб (пакет, включающий 30 Мб, стоил 150 руб. в день). В результате в январе - феврале 2014 г. количество пользователей этой услуги у «Вымпелкома» увеличилось в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., а интернет-трафик вырос втрое.
Аналитик Content Review Сергей Половников считает, что снижению российских цен на международный роуминг во многом способствовала ситуация в Европе. Во-первых, рынок мобильной связи там окончательно консолидировался, а с транснациональными игроками всегда легче договариваться. Во-вторых, европарламент одобрил единое регулирование всех роуминговых европейских тарифов (он проголосовал за отмену роуминговых тарифов внутри Евросоюза с Рождества 2015 г.). Как следствие, в ЕС появилось много зон с единым тарифным ценообразованием, рассказывает Половников.
Золотоносные опции
По данным самих операторов, существенная часть их доходов от международного роуминга сейчас приходится не на базовые тарифы, а на специальные опции. «Вымпелкому», по словам его представителя Екатерины Лебедевой, опции дают более 50% трафика в международном роуминге. А представитель МТС Дмитрий Солодовников говорит, что благодаря опциям оператор зафиксировал в 2013 г. увеличение среднего количества минут разговоров и мегабайтов переданных данных в роуминге - на 15 и 75% соответственно.
После того как абонент подключает опцию, у него мгновенно увеличивается потребление услуг, говорит Половников из Content Review. За последний год, по его словам, появилось много опций, стимулирующих путешественников пользоваться интернетом, - так называемых пакетов интернета. Об одной из таких опций рассказывает представитель «Tele2 Россия»: она позволяет абонентам пользоваться спецтарифом для передачи данных в Швеции, Эстонии, Латвии, Литве, Хорватии и Казахстане. В результате интернет-трафик «Tele2 Россия» за рубежом увеличился в 2012 г. в 6 раз, а в 2013 - в 16 раз.
Непопулярный интернет
По оценке Ростуризма, в 2013 г. за границей побывало примерно 15 млн российских туристов - почти каждый десятый житель страны. Роумингом, по мнению аналитиков J'son & Partners, из них воспользовались около 12 млн. Аналитики строили расчеты, исходя из предположения, что российский рынок находится примерно в том же состоянии, что и европейский: 25% жителей Европы, согласно опросам Евросоюза, отключают телефоны в поездках по другим европейским странам, а 47% не используют в роуминге мобильный интернет-доступ. (Полтора года назад, по данным J'son & Partners, роумингом в России пользовались только 25% отъезжающих за границу абонентов.) Оценки Telecomdaily схожи. По словам его гендиректора Дениса Кускова, звонки в роуминге совершают более 70% российских абонентов, выезжающих за рубеж, а воспользоваться мобильным интернетом пока решаются менее половины - правда, этот сервис и дороже, и ценообразование понятно не всем, оговаривается он. Исполнительный вице-президент «Вымпелкома» Александр Поповский недавно признал: 90% абонентов, выезжающих за границу, не пользуются интернетом в роуминге.
Будущее за данными
За последний год трафик пользователей мобильного интернета в роуминге увеличился на 80%, рассказывает Лебедева из «Вымпелкома». Компания ожидает, что спрос продолжит расти летом, когда она запустит еще больше новых опций и предложений. Запуск одной такой опции перед Новым годом дал яркий результат: в январе - феврале 2014 г. пользователей мобильного интернета в роуминге у «Вымпелкома» было в 1,5 раза больше, чем в предыдущий новогодний сезон.
Доходы «Мегафона» от интернет-роуминга растут, но насколько, его представитель не говорит. Рост оператор связывает в первую очередь с ростом проникновения смартфонов и планшетов.
Цены на мобильный интернет в европейском роуминге за последние полтора года снизились в 10 раз, говорит Половников. Если раньше 1 Мб стоил около 700 руб., то сейчас - от 5 до 70 руб. Еще одним фактором роста интернет-трафика в роуминге он считает социальные сети и мессенджеры. Путешествуя, люди обычно продолжают заходить в эти сервисы, объясняет аналитик; в среднем, по подсчетам Content Review, на них приходится более 50% интернет-трафика в роуминге, а у продвинутых пользователей - около 70%.
Аналитики J'son & Partners Consulting подсчитали, что в 2012 г. доходы операторов «большой тройки» от услуг международного роуминга выросли на 10% до 26 млрд руб., а в 2013 г. - еще почти на 8% до 28 млрд руб. Но в целом, по их подсчетам (с которыми согласны их коллеги из iKS-Consulting), роуминг приносит сотовым компаниям 2-3% выручки, из которых 17-20% - интернет-доступ.
J'son & Partners прогнозирует, что доходы операторов от международного роуминга будут прибавлять в среднем 2-3% в год по сравнению с 7-8% в предыдущие годы.