«Газель» едет в Евросоюз

М.Стулов/ Ведомости

Легкие коммерческие автомобили «Газель Next» экологического класса «Евро-5» (новое поколение «Газелей», выпускаемое с весны 2013 г.), а также полноприводные версии «Газель Бизнес» и «Соболь Бизнес» (предыдущее поколение) получили Единое европейское одобрение типа транспортного средства, позволяющее продавать их в странах Евросоюза, сообщила вчера группа ГАЗ.

Год назад Бу Андерссон, возглавлявший тогда группу ГАЗ, говорил, что первыми европейскими рынками для «Газель Next» могут стать Германия, Польша, Турция. В Турции уже продаются LCV предыдущего поколения - «Газель Бизнес». Здесь с 2012 г. налажена их крупноузловая сборка в партнерстве с местной компанией Mersa Otomotiv. До конца 2014 г. на этой же площадке планируется начать выпуск и «Газель Next», сказал представитель группы ГАЗ. Но какой сборки автомобили будут продаваться в странах ЕС - российской или турецкой, пока не известно. Автомобили для германского и польского рынков выгоднее везти из России, для южных стран ЕС - из Турции, считает управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев.

В 2013 г. экспорт ГАЗа, по его данным, вырос на 15% до 16 400 шт., доля зарубежных поставок в общих продажах завода выросла на 4 п. п. до 17%. Основные зарубежные рынки - страны СНГ. Продажи в странах дальнего зарубежья пока невелики: кроме Турции «Газели» также продаются в странах Юго-Восточной Азии, Северной Африки и Ближнего Востока.

«Расширение экспортных поставок <...> становится особенно важным в период сокращения рынка коммерческого транспорта в России», - приводятся в сообщении группы ГАЗ слова ее президента Вадима Сорокина. По данным «Автостата», в 2013 г. продажи LCV в России сократились на 5,38% до 162 510 шт. (продажи LCV ГАЗ, лидирующих на рынке, снизились 5% до 67 410 шт.). Почти столько же в странах ЕС продается за месяц, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: в марте продажи LCV в странах ЕС достигли 157 000 шт. В январе - апреле 2014 г. продажи LCV в России снизились на 18,2% до 41 730 шт., а продажи LCV ГАЗ - на 16,8% до 17 300 шт.

Когда начнутся поставки «Газель Next» в Евросоюз и сколько планируется их продавать в регионе, представитель группы ГАЗ не говорит. Сейчас группа ищет в «нескольких странах» ЕС партнеров, которые будут заниматься продажами и сервисным обслуживание «Газелей», следует из сообщения компании. Конкурировать в ЕС «Газели» будут с теми же игроками, что и в России, - Ford, Volkswagen, Peugeot, Citroеn, Fiat, Renault и др., замечает Бончев. В Европе велика конкуренция, но «Газели» могут привлечь европейских покупателей своей низкой ценой, заключает Удалов.