Для себя и народа

На «Винзаводе» показали отличную выставку современного русского искусства из собрания Олега Чиркунова, как коллекционера до сих пор не известного
Владимир Козин ваяет из автомобильной резины/ С. Портер/ Ведомости

В день вернисажей на «Винзаводе» на этот раз были неожиданности - кроме выставок тамошних галерей были еще показаны проекты приглашенных на один вечер. Но главным сюрпризом стала выставка из собрания экс-губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Понятно, что куратором и выставки, и коллекции был Марат Гельман, превращавший при Чиркунове Пермь в культурную столицу.

На выставке в Цехе белого вина все устроено по гельмановскому вкусу, совсем сегодня не радикальному. К тому же, по словам Гельмана, он только предлагал произведения, а все решения принимал сам коллекционер. Этому легко поверить - каждая вещь в коллекции может нравиться.

Большинство работ принадлежат самым признанным и популярным нашим художникам, причем вещи собраны в основном известные, одобренные и критикой, и публикой: деревянные «Хлеба» Анатолия Осмоловского, «Бриллианты» из сверкающей кафельной плитки Жанны Кадыровой, железные гнутые «Рисунки Рембрандта» Дмитрия Гутова, фотографии композиций из колбасных и хлебных квадратов под названием «Кухонный супрематизм» группы «Синие носы», трогательные пенопластовые собаки, мальчик и голуби Сергея Шеховцова.

То есть получилась небольшая реплика гельмановской выставки «Русское бедное» про народное умение превращать мусор в красоту и имитировать высокое искусство и богатство. Выставка была сделана шесть лет назад для Перми и потом успешно гастролировала.

Но есть и новые вещи про то же: многофигурные барельефы из пластиковой сетки группы Recycle, уморительное изобретение «Электробутика» «Голос свободы» - зрители, нажимая на клавиши, синтезируют попурри из выступлений и изображений политиков и знаменитостей от президента до девушек в балаклавах.

Но главное впечатление, что все эти работы собраны не только благодаря их значительности, но и из-за абсолютной понятности, сентиментальности или веселости. Никакой концептуалистской зауми, философской многозначительности, ноль сложных аллюзий или дерзких провокаций. Можно сказать, что собрано доброе, позитивное, грустное и смешное современное искусство, качественный мейнстрим, доступный пониманию и удовольствию массового зрителя. И не вызывающее (за некоторым исключением) возражений у зрителя искушенного, профессионального (если он не сноб).

Марат Гельман рассказывает, что коллекцию Чиркунов собирал не просто для себя, будет возможность - привезет ее в Пермь, а пока она будет находиться в его французском поместье и участвовать в выставках. Уму, по крайней мере моему, одно непостижимо. Почему такая милая, яркая, умная и радостная коллекция не нужна Перми.