Семь тучных лет

Эксперты «открытого правительства» предложили ускорить смену руководства госкомпаний и усилить контроль за самыми крупными активами

Идея была предложена вчера на совещании у премьера Дмитрия Медведева членами рабочей группы по созданию международного финансового центра и экспертного совета при правительстве. По их мнению, человек не должен более семи лет возглавлять госкомпанию или быть членом ее правления, ограничение для членов совета директоров - три года, пояснил «Ведомостям» министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов.

Вопрос рассматривался в комплексе с другими мерами по изменению управления госкомпаниями, рассказывает Абызов: по итогам совещания будет поручено проработать все меры, отдельного поручения по срокам не будет. Сроки выполнения поручения еще неясны, предложения будут представлены примерно через два месяца, добавил он.

Представитель Росимущества отказался от комментариев. Поручения, которые даются после таких мероприятий (встреча с экспертами), - на проработку, отмечает пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.

Руководители многих компаний годами занимают свои должности, среди рекордсменов - президенты ВТБ, РЖД, «Транснефти» (см. врез). Представитель ВТБ отказался от комментариев, его коллеги из остальных двух компаний не ответили на запросы «Ведомостей».

Ограничение может создать много рисков, считает чиновник Минэкономразвития: «Для некоторых компаний сложно найти замену с должной квалификацией». Неясно, почему именно три года и семь лет, рассуждает он, а менять кандидатов в члены совета директоров и сейчас можно каждый год. По новому кодексу корпоративного управления ограничение срока полномочий директора - не более 7 лет - один из критериев независимости, объясняет Олег Швырков из Deloitte.

Если весь совет директоров и менеджмент компании не меняются по 10 лет, то не меняется и управление компанией, наступает застой, отмечает Абызов. Хотя жестких ограничений по общему правилу быть не может, признает он, нужен индивидуальный подход: «Если это член совета директоров компании оборонного или технологического сектора, обладающий уникальной специализацией, можно продлить контракт». Главная идея, которая обсуждалась на совещании, - расширение полномочий Росимущества по управлению крупными госкомпаниями, рассказывает Абызов: у ведомства есть департамент, отвечающий за них, возможно, у него появятся новые функции. Росимущество совместно с «открытым правительством» должно составить список из 30 крупных компаний, за которыми будет установлен особый контроль - в частности, им придется внедрить кодекс корпоративного управления, говорит член Экспертного совета при правительстве Василий Сидоров.

Новую версию кодекса ЦБ совместно с правительством подготовил в конце 2013 г., в ноябре зампред ЦБ Сергей Швецов попросил Медведева «навязать кодекс госкомпаниям». Для топ-30 госкомпаний кодекс будет вводиться в оперативном, ручном режиме, объясняет Абызов. Но, возможно, внедрение положений кодекса будет поэтапным, с учетом специфики компаний, уточняет Сидоров.