От редакции: Закрепощение Лукашенко

Александр Лукашенко/ Михаил Метцель/ ИТАР-ТАСС

Президент Белоруссии Александр Лукашенко внес вклад в дискуссию о том, какое состояние лучше для крестьянина: крепостное или вольное. Вклад не академический, а практический: белорусские крестьяне будут приписаны к хозяйствам. «На столе декрет <...> по поводу, ну, скажем прямо, «крепостного права». Мы замыкаем на губернаторов все. Ты не уволишься и не перейдешь», - заявил он во вторник. Когда декрет, который по значению можно сравнить с президентским указом в России, вступит в силу, крестьяне смогут поменять работу и переехать в город только с разрешения губернатора. Похожая практика прикрепления к земле, когда колхозникам не выдавали паспорта и разрешали выезд только с ведома колхозного начальства, действовала в СССР с 27 декабря 1932 г. до середины 1950-х гг.

Привязка работника к земле была ответом землевладельцев и монархов на ситуацию нехватки трудовых ресурсов в нерастущей экономике и при сословной правовой системе, где одно сословие главенствует над другими. В СССР она отражала стремление государства строго контролировать потоки рабочей силы и миграции.

Президент Белоруссии обещал вернуть крепостное право, обсуждая частные проблемы отрасли, которыми глава нормально работающего государства заниматься не должен. Авторитарное правление часто порождает безынициативных и неэффективных чиновников, опасающихся ответственности не меньше, чем гнева диктатора. Это заставляет последнего закручивать гайки и замыкать на себя новые отрасли экономики и социальной сферы. Личное внимание правителя может привести к краткосрочным успехам, но не устраняет системных причин кризиса.

Одновременно дробление внимания главы государства ведет к снижению эффективности управления в целом.

Личное участие в вопросах строительства свиноферм и уборки кормов опровергает любимую российскими сторонниками Лукашенко и любителями «сильной руки» версию об «эффективном менеджменте» и успешности авторитарной модели развития. Системные исследования об эффективности диктатуры и ее влиянии на экономику, в частности статья Ясона Папаиоанну и Яна Луйтен ван Зайдена из Университета Утрехта «Эффект диктатора: как продолжительность правления влияет на экономическое развитие в Африке и на Ближнем Востоке», показали, что дополнительный год правления диктатора в Африке снижает ежегодные темпы экономического роста на 0,13%. В Латинской Америке отрицательный эффект был слабее.

Обещание Лукашенко вернуть крепостное право и объявленная им очередная битва за урожай вызывают тревогу. Кремль нередко заимствует белорусские методы решения политических и экономических проблем. С созданием «Евразэс» и Таможенного союза, предусматривающих кроме прочего гармонизацию законодательства, это заимствование может стать более активным.