ФАС зайдет в duty free

ФАС хочет регулировать торговлю duty free, чтобы стимулировать ее развитие: сейчас в большинстве пунктов пропуска через российскую границу есть доминирующий игрок
Чиновники решили разобраться с доминированием отдельных игроков в российских duty free/ М. Стулов/ Ведомости

В российской беспошлинной торговле не развита конкуренция, говорится в отчете Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о рынках беспошлинной торговли за 2012-2013 гг. Этот рынок «закрытый», вход новых участников на него «значительно затруднен из-за непреодолимости отдельных барьеров», пишет служба.

В крупнейших авиаузлах России в беспошлинной торговле доминируют несколько игроков, следует из отчета ФАС. Например, в «Домодедово» в беспошлинной торговле алкоголем в 2012-2013 гг. положение двух игроков, ЗАО «Ариал» и ООО «Дуфри ист», «могло быть доминирующим», считают чиновники. «Ариал», учрежденный ирландской госкомпанией Aer Rianta International, владеет магазинами duty free под брендом Runway Duty Free в аэропортах «Шереметьево», «Домодедово» и «Толмачево», а «Дуфри ист» - структура швейцарской Dufry International. Их совокупная доля превышала 50% в торговле алкоголем, два года расстановка сил значительно не менялась и не было новых участников этого рынка. Это, по мнению ФАС, говорит о том, что «доступ на рассматриваемый рынок новых конкурентов затруднен».

Всего в 2013 г. в российских duty free было продано товаров примерно на 36,4 млрд руб. Почти 29 млрд руб. пришлось на аэропорты, подсчитали в ФАС. Наибольший рынок duty free - в Москве и Московской области. В 67 пунктах пропуска через госграницу из 89 исследованных ФАС в беспошлинной торговле работает лишь один хозяйствующий субъект-монополист, говорится в материалах службы.

Сейчас операторы беспошлинной торговли не регулируются требованиями и правилами, которые применяются к торговой деятельности, отмечает ФАС. «...По мнению ФАС России, для стимулирования развития беспошлинной торговли в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации необходимо предусмотреть в действующем законодательстве особенности регулирования беспошлинной торговли», - говорится в отчете ведомства.

С точки зрения ФАС, операторы беспошлинной торговли - такой же объект регулирования, как и любой другой магазин, говорит руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский. «ФАС вправе выдавать различные предписания, - говорит юрист. - Нюанс в том, что это требует доказывать их монопольное положение, а устанавливать это для каждого отдельного магазина было бы неэффективной тратой ресурсов ФАС». При наличии системной проблемы было бы проще установить определенные правила для всей отрасли, считает Вознесенский: «Это произошло на рынке розничной торговли, когда был принят закон об основах госрегулирования торговой деятельности для всех розничных сетей, когда автопроизводители добровольно приняли кодекс поведения по отношению к дилерам».

Сами аэропорты утверждают, что регулярно ведут переговоры с потенциальными новыми операторами duty free. В «Шереметьево», чья зона duty free - крупнейшая в Восточной Европе, работает около 10 операторов беспошлинной торговли, отмечает представитель аэропорта: «Таким образом, уровень конкуренции между операторами достаточно высокий». «Новые игроки на рынке периодически появляются», - говорит он. Как правило, операторы открываются при запуске терминала, а так как большинство терминалов «Шереметьево» новые, «операторы для них были отобраны на конкурсных процедурах, аналогичных аукциону».

Компании захватывают доминирующее положение, так как в пунктах пропуска не хватает помещений, а «собственники данных нежилых помещений в основном не проводят конкурсы, аукционы на право аренды <...> для организации магазина беспошлинной торговли», полагает ФАС. Торговых площадей в аэропортах Москвы и регионов не хватает, соглашается начальник отдела стрит-ритейла компании JLL Светлана Ярова. «Аренда площадей в аэропортах очень интересна ритейлерам и рестораторам - от них всегда есть запросы. Но порой сами арендаторы ограничивают конкуренцию - компании, которые готовы платить сравнительно высокую ставку в аэропортах, иногда требуют эксклюзивности, т. е. отсутствия конкурентов рядом», - говорит Ярова.

Торговые площади «Домодедово» позволяют предоставить операторам беспошлинной торговли необходимые территории, говорит представитель аэропорта. «На 1 млн пассажиров аэропорта приходится 200 кв. м общей площади магазинов duty free, в то время как, к примеру, в парижском аэропорту «Руасси - Шарль де Голль» этот показатель на уровне 89 кв. м, в бангкокском «Суварнабхуми» - 152 кв. м, в аэропорту Вены - 67 кв. м», - говорит он.

Представители Dufry не смогли оперативно прокомментировать данные ФАС, представитель «Ариала» был недоступен для прессы.