Планшеты в минусе

Поставки планшетов на российский рынок в I квартале упали впервые с момента их появления на рынке, сообщила компания IDC. Продавцы утверждают, что этого не заметили, а устройства продаются по-прежнему хорошо
Денис Абрамов/ Ведомости

В январе - марте 2014 г. поставки планшетов на российский рынок по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. снизились в натуральном выражении на 8% до 1,66 млн штук. Это следует из отчета IDC. В денежном выражении выручка поставщиков от таких устройств сократилась на 34,1% до $439 млн, добавляет аналитик IDC Наталья Виноградова. Это первое заметное падение сегмента в России, отмечает она. Еще в IV квартале 2013 г. отгрузки планшетов в натуральном и денежном выражении по сравнению с октябрем - декабрем 2012 г. выросли соответственно на 55,5 и 27,6%.

Виноградова видит несколько причин случившегося. Спрос на планшеты падает на фоне общеэкономического спада, ослабления рубля и роста кредитной нагрузки на население, которая в итоге приводит в снижению платежеспособного спроса, рассуждает она. В крупных городах рынок планшетов уже насытился - большинство желающих обзавестись этими устройствами купили их, продолжает Виноградова. По ее словам, снижение доходов от продажи устройств связано и с уменьшением средней стоимости планшетов. Прогнозировать, когда за спадом отгрузок планшетов продавцам последует спад их продаж конечным потребителям, Виноградова не стала.

Сокращение поставок уже отразилось на продаже планшетов. В апреле 2014 г. ритейлеры продали на 20% меньше планшетов, чем в том же месяце 2013 г., подсчитал ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Если бы сотовые операторы не поддерживали рынок дешевыми субсидируемыми устройствами, то продажи таких устройств упали бы на все 40%, уверен он. Жизненный цикл планшетов в России (в среднем 2,5 года) оказался выше того, на который рассчитывали производители, рассказывает Муртазин. Еще одной причиной спада популярности устройств он считает отсутствие на рынке планшетных компьютеров кардинальных инноваций. Планшет, купленный три года назад, мало чем отличается от новой модели и менять его на новинку нет смысла, объясняет Муртазин.

Рынок не соглашается с выводами аналитиков. МТС по итогам периода с января по март 2014 г. увеличила объем закупок планшетов вслед за ростом спроса на них в собственной рознице, уверяет ее представитель Дмитрий Солодовников. Количество проданных МТС в штуках увеличилось на 165% в годовом исчислении, что в 3 раза выше, чем в среднем по рынку, а в деньгах их продажи выросли на 74%, отмечает он.

По данным «Связного», в I квартале 2014 г. рост продаж планшетов в России составил 57% в натуральном выражении (до 1,9 млн штук) и 18% в денежном (20 млрд руб.). Темпы роста рынка несколько замедлились на фоне высокой базы 2013 г., но тем не менее остались двузначными, говорит представитель «Связного» Мария Заикина.

Представитель «М.видео» говорит, что планшеты в I квартале 2013 г. в этой сети продавались хорошо: объемы продаж выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31%. На начало 2013 г. объем переходящих остатков планшетов на складах производителей и ритейлеров был значительно меньше, чем на начало 2014 г., - это объясняет разницу в объемах необходимых отгрузок, добавляет исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин. Исследование IDC не может учитывать серый ввоз не прошедших таможенного оформления планшетов, а это, например, в розничном онлайн-сегменте около 60% всех продаж, сомневается Луканин. Также спорным остается вопрос, к смартфонам или планшетам относить устройства с диагональю дисплея от 5 дюймов (фаблетов), считает он. В отчете действительно не учитывались серые поставки. При этом к планшетам относятся устройства с диагональю 7-16 дюймов, уточняет Виноградова из IDC.

IDC вчера понизила свой глобальный прогноз по темпам роста рынка планшетов. В 2014 г. в мире будет продано 245,4 млн планшетов, хотя ранее IDC прогнозировала 260,9 млн, следует из ее отчета. Потребители пользуются планшетами гораздо дольше, чем первоначально предполагалось, при этом вместо новых планшетов на смену старым они зачастую покупают фаблеты, объясняет вице-президент IDC Том Майнелли причины пересмотра прогнозов. Мнения аналитиков и представителей электронной розницы о том, когда рынок планшетов вернется в свое прежнее состояние, расходятся. Если к IV кварталу курсы валют более или менее стабилизируются, у продавцов и производителей есть шансы отыграть потери, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.