Сделать ставку на иностранщину

Покупка франшизы на зарубежный бренд оправдывает себя далеко не всегда, показывает опыт нескольких российских предпринимателей. Они рассказали, как им удается избегать болезненных ошибок
А. Таранин

Однако, просчитав все риски, они выбрали другой путь - стартовать под вывеской известного бренда, который уже успел обкатать бизнес-процессы и маркетинговую стратегию. Летом 2012 г. Райхи приобрели мастер-франшизу у американской компании Tutti Frutti Frozen Yogurt. «Мы два месяца жили в США, пробовали разные йогурты, вели переговоры с несколькими компаниями, - рассказывает Райх. - По вкусу нам больше всего понравился Tutti Frutti, хотя, может быть, это мое субъективное мнение, особенно сейчас». Именно эта компания и выбрала семейство Райхов из списка других претендентов на покупку мастер-франшизы в России. «Мы должны были открыть несколько собственных точек и только после этого начать строить франчайзинговую сеть - это было обязательным условием договора», - объясняет Райх. Тем более что опыта по управлению кафе у них не было, Владимир раньше занимался дистрибуцией кинофильмов (семье Райхов принадлежит доля в кинотеатре IMAX в Химках). Чтобы понять, как работает общепит изнутри, пришлось вникать во все бизнес-процессы, Татьяна и Владимир работали без выходных, но этот бесценный опыт другим способом получить нельзя, считают они. Открытие первого кафе обошлось в 8 млн руб. Проект профинансировал в том числе и отчим Владимира Ричард Криси, бывший вице-президент ВВС и предприниматель: он принимает участие в управлении компанией.

Татьяна и Владимир Райх в 2012 г. решили открыть сеть кафе самообслуживания, торгующих замороженным йогуртом: десертом, похожим на мягкое мороженое. Тогда еще российский рынок в этом сегменте был свободен, вспоминает Владимир Райх. Зато в США и Европе тема была модной на фоне растущей тяги потребителей к здоровому образу жизни. В начале 2000-х появилось несколько быстро растущих сетей - Pinkberry, Tutti Frutti Frozen Yogurt и другие. Поначалу Райхи хотели просто скопировать идею в России: разработать собственный бренд, рецептуру йогуртов, даже придумали название для кафе.

Сила вывески

Не для голодных

Франшиза с прописанными стандартами помогает быстрее запустить бизнес, не совершать грубых ошибок на старте, ведь ее владелец уже прошел этап проб и ошибок, говорит Екатерина Сояйк, член совета директоров Российской ассоциации франчайзинга.

Однако управление компанией под чужим брендом не сильно отличается от работы в независимом проекте. И никакой гарантии от неверных шагов франшиза не дает. Не обошлось без ошибок и у Райхов. К примеру, сейчас удается открывать точки на 20-25% дешевле, чем стоило первое кафе. Можно было сэкономить на оборудовании, купив его со скидкой, на строительстве и многом другом, объясняет Райх.

«Мы знаем теперь, в каких местах открываться не стоит - например, размещать кафе на фудкортах торговых центров, в гуще других ресторанных проектов, - их пришлось закрыть. «В фудкорт приходят голодные люди, и йогурт их не интересует», - рассказывает предприниматель. Ничего путного не вышло и из экспериментов с новыми вкусами. «Мы думали, что сможет разработать новые йогурты под русский вкус - с вареной сгущенкой или с тархуном», - говорит Райх. Но они не соответствовали фирменным стандартам. Всего у Tutti Frutti 85 вкусов йогуртов, среди которых, между прочим, есть «арахисовая паста», «соленая карамель» и «тыквенный пирог», разработанные в головном офисе.

Райхи открыли уже шесть собственных кафе и еще 20 франшиз продали партнерам. Кроме Москвы кафе под брендом Tutti Frutti работают или находятся в стадии запуска в Грозном, Владикавказе, Иркутске, Самаре. Экономика отношений партнеров простая: за $25 000 франчайзи покупают лицензию, потом платят 4% роялти от выручки.

«Сейчас мы понимаем, что выбрали верный путь, - говорит Райх. - Когда я смотрю на конкурентов, которые создают бренд с нуля, то вижу, какие шишки они набивают». Система франчайзинга, если она выстроена правильно, помогает быстро распознавать ошибки и исправлять их, добавляет он.

Так ли прочен фундамент

Выживаемость компаний, построенных на фундаменте франчайзинга, выше, чем у самостоятельных проектов, убеждена Анна Рождественская, эксперт портала Franshiza.ru. Хотя точной статистики, подтверждающей этот факт, нет: в России компании не обязаны сообщать о закрытии франчайзинговых проектов, в то время как в США такой закон есть. «Франшиза дает преимущества на старте, помогает проще и с меньшими потерями запустить бизнес, - говорит Рождественская. - Но дальше все зависит от самого предпринимателя и того, насколько правильно он выбрал партнера - владельца франшизы».

По данным Международной ассоциации франчайзинга, 92% франчайзинговых предприятий все еще работают пять лет спустя после запуска. В то время как в малом бизнесе в целом после этого срока выживает только 80% компаний.

Однако независимые исследования не подтверждают столь радужных перспектив. Американский экономист Тимоти Бейтс из Университета Уэйна приводит другие цифры: через четыре года выживает только 62% франчайзинговых предприятий, в то время как среди независимых малых компаний таких 68%. Исследование делает вывод и о суровых реалиях: многие франчайзи никогда не зарабатывают много, средняя рентабельность оставляет желать лучшего, особенно с учетом цены покупки франшизы. Исследования с похожими выводами проводились и в Великобритании.

Блины вместо крепов

Очевидный минус у бизнеса по системе франчайзинга один - оплата паушального взноса и пожизненные роялти, убежден Михаил Гончаров, управляющий сетью быстрого питания «Теремок - русские блины», которой уже около 16 лет.

Когда он только планировал создать ресторанный проект, у него тоже был выбор: развивать свой или чужой бренд. «Я ездил во Францию, и мне предлагали купить франшизу марки Crepe de France для России за 250 000 евро, - вспоминает Гончаров. - Но у меня было только $90 000, и сделка сорвалась». Кроме того, он не хотел делать тесто из порошка и подавать русские блины под вывеской иностранной Crepe de France.

«Сейчас довольно много франшиз представляют собой сплошное жульничество, - убежден Гончаров. - Определить его очень легко. Главный признак - слабо известная торговая марка. Если брать рестораны, то вам говорят: «Наша марка, например «Колорадо фрайд суприм чикен», не такая известная, как KFC («Кентакки фрайд чикен»), но зато и паушальный взнос у нас всего $20 000 против $80 000, и роялти всего 3%, а не 6%». Но не говорят главное: бренд должен быть не просто зарегистрированным логотипом, а реальной силой, которая увеличивает продажи на 50-70%, а иногда даже на 200-300%». И тогда не жалко ни паушального взноса, ни роялти, замечает Гончаров. «Сотрудничество с жуликами чревато тем, что вы купите пакет инструкций за $20 000. И никаким образом они не помогут сделать успешный бизнес, - добавляет ресторатор. - Франчайзинг надо выбирать только тогда, когда сам бренд автоматически увеличивает продажи как минимум на 30-50%».

Крендель или Pretzels

У Миры и Ильи Бруман уже был опыт управления точками общепита - они два года были франчайзи сети кофеен «Кофеин». Однако с российской франшизой им работать разонравилось, поэтому они решили сделать ставку на известный бренд - крендели Wetzel's Pretzels знают во всем мире, а в России их до недавнего времени никто не пробовал. В 2013 г. Бруманы купили мастер-франшизу пекарен Wetzel's Pretzels (ее основали топ-менеджеры Nestle в 1994 г.). Одна из самых больших сложностей для молодого бренда - выстраивать отношения с торговыми центрами. Входные билеты в ТЦ превышают финансовые возможности небольших компаний. Франшиза и известность бренда помогают преодолеть этот барьер, убеждена Мира Бруман. Первое кафе Wetzel's Pretzels открылось в декабре 2013 г. в ТЦ «РИО» на Дмитровке, следующее - в ТЦ «Райкин-плаза». Сейчас уже компания Бруманов помогает своим шести франчайзи выбирать площадки для пекарен и вести переговоры с торговыми центрами. Покупатели франшизы Wetzel's Pretzels платят паушальный взнос $20 000 и 7% роялти с выручки. На старте средний чек в собственных пекарнях Бруманов составлял 180 руб., а сейчас вырос до 260 руб. Для оживления продаж активно используется сэмплинг - в дни, когда поваренок пекарни в колпаке возле кафе на Арбате предлагает прохожим попробовать выпечку, продажи увеличиваются вдвое, рассказали Бруманы. По их словам, они довольны тем, что получили от владельца торговой марки, - тренингами, которые проводят американцы, их отношением и поддержкой, оформлением и оборудованием кафе. Продажами российские предприниматели тоже пока удовлетворены, но окончательные выводы готовы сделать только в конце года.