Среди женщин

На стартующем в воскресенье фестивале «Кинотавр» будет настоящий матриархат: режиссеры-женщины составляют больше половины участников основного конкурса
Приехавший из Каннов с призом за сценарий Андрей Звягинцев будет главным мужчиной «Кинотавра» - он председатель жюри/ Chen Xiaowei/ ИТАР-ТАСС

Двадцать пятый Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» сразу возьмет с места в карьер. Его устроители решили на этот раз не изобретать специальный фильм открытия, который выглядел бы событием и при этом почему-то не заслуживал места в главном конкурсе, и придумали завершить праздничную церемонию по-рабочему: показом пяти первых фильмов из конкурса короткого метра. Отправленный киносообществу сигнал понятен: круглая дата не повод для бессмысленного кутежа, мы тут, чтобы работать, наша площадка - не курортная, а деловая, наши интересы - будущее российского кино, а его завтра сформируют те, кто сегодня пробует силы.

Ломая привычные представления о том, как ему правильно начинаться, «Кинотавр» не сказать чтобы поступился занимательностью ради прагматики: его трехдневная короткометражная программа ежегодно собирает полные залы заинтересованных и просто любопытствующих, а стартовая пятерка - 2014 дополнительно интересна заметными актерами нового поколения в режиссерском качестве: Яна Троянова, огневая муза Василия Сигарева, покажет «Рядом», а Григорий Добрыгин, уже почти завсегдатай сочинского «Короткого метра» (в прошлом году он был здесь с «Изменой» и имел успех), привезет в Сочи «Верпаскунген» с Сергеем Маковецким. Остальные участники этого конкурса - тоже нескучная компания, некоторые - с именем и заметными полными метрами в багаже, как Анна Меликян («Про любовь - 2»), а иные даже по себе знают, что такое шумный зрительский успех, как Андрей Першин («Нечаянно»), под псевдонимом Жора Крыжовников растревоживший всю страну едкой комедией «Горько!», или Марина Потапова («Некролог»), сценаристка всеобщего любимца «Шапито-шоу».

«Короткий метр» можно, наверное, считать перспективно важнейшим участком сочинской территории, но де-факто главным остается, конечно же, основной конкурс, который тоже все молодеет: из 14 нынче представленных в нем режиссеров объявить патриархом можно разве что Светлану Проскурину, да и та для такой должности все же молода. Поэтому аккуратно назначаю ее лидером женской фракции главного конкурса, причем в гендерном раскладе эта фракция представляет собой подавляющее большинство: в титрах восьми фильмов режиссерская строчка украшена женским именем. Помимо упомянутых Проскуриной («До свиданья, мама») и Меликян («Звезда»), это Ангелина Никонова («Велкам хом»), Надежда Мещанинова («Комбинат Надежда»), Нигина Сайфуллаева («Как меня зовут»), Оксана Бычкова («Еще один год»), Вера Харыбина («Спроси меня») и Тамара Дондурей («21 день»).

Если у Никоновой, Мещаниновой и Бычковой благодаря их прошлым работам и успехам имена уже вполне говорящие, во всяком случае говорящие что-то существенное так называемой кинематографической общественности и индустрии, то про Харыбину и Сайфуллаеву пока мало что известно даже самым любопытным, а Дондурей - да, имя почтенное, но его молодой наследнице, сделавшей первый неигровой фильм и единственной из всех документалистов включенной в главный конкурс, только предстоит утвердиться в своем праве на профессию и имя собственное. Место действия ее фильма - хоспис, а 21 день - тот срок, который больной может там провести, больше не положено. Кино про жизнь, в которой уже поселилась и хозяйничает смерть, про страхи и про надежды несмотря ни на что.

«21 день» сделан в «Мастерской» Марины Разбежкиной, а продюсером двух «мужских» фильмов из всего-то шести («Класс коррекции» Ивана Вырыпаева и «Кино про Алексеева» Михаила Сегала) выступила Наталья Мокрицкая, так что впору уже говорить о женской тирании в Сочи.

Но разбираться с этой обидной для противоположного пола тенденцией и ее всходами будет преимущественно мужское жюри во главе с Андреем Звягинцевым, который помимо своих основных судейских занятий проведет в Сочи мастер-класс, представит книгу об истории создания фильма «Елена», закрывавшего один из недавних «Кинотавров», и наконец, закроет нынешний, 25-й, своим «Левиафаном», который спродюсирован владельцем и идеологом сочинского фестиваля Александром Роднянским. Этот фильм всполошил Канны, отмечен там за сценарий и теперь ожидаем в Сочи уж никак не меньше фильмов-конкурсантов, которым тоже будет чем заинтересовать местную публику: от переложенных на современный лад «Анны Карениной» у Проскуриной и володинской пьесы «С любимыми не расставайтесь» у Бычковой до страстей, охвативших больных подростков, у Твердовского и растревоженной совести молодого нациста, чьим нежданным ангелом-хранителем стал убитый кавказец, у Харыбиной. В общем, у нового «Кинотавра» женское лицо и социальное неравнодушие во взгляде, а вопрос о художественной убедительности результатов и окончательной иерархии претендентов в течение недели будет оставаться открытым.

Фестиваль «Кинотавр» пройдет в Сочи с 1 по 8 июня