От редакции: Срочный договор

kremlin.ru

Создание Евразийского экономического союза закреплено на политическом уровне, но экономическое содержание блока будет формироваться еще долгие годы. Тенденция к созданию региональных экономических союзов объективна и усилилась после кризиса 2008-2009 гг., однако в нашем случае есть явный политический мотив. Москве на фоне охлаждения отношений с Западом надо продемонстрировать, что она не в изоляции, а наоборот - лидер и центр притяжения на обширном постсоветском пространстве.

Вчера в Астане президенты Белоруссии, Казахстана и России подписали договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Союз после ратификации парламентами начнет существовать с 1 января 2015 г. О желании присоединиться к ЕАЭС до конца года заявили Армения и Киргизия. ЕАЭС по идее - последняя, высшая стадия интеграционного процесса на постсоветском пространстве, начатого Россией, Казахстаном и Белоруссией в 2009 г. Сначала заработал Таможенный союз, потом - Единое экономическое пространство, теперь будет ЕАЭС.

Однако в нынешнем виде ЕАЭС представляет собой гораздо менее радикальный интеграционный проект, чем задумывалось ранее. Пока не идет речи о единой денежной, финансовой, социальной политике, влиятельном наднациональном органе управления. А ряд важнейших соглашений, которые предусмотрены договором, нуждаются в долгих согласованиях и, скорее всего, будут реализовываться в инерционном режиме.

Договор предусматривает обеспечение «четырех свобод»: свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Страны договариваются согласовывать или унифицировать регулирование в 19 сферах экономики. Но главный рынок - газа и нефти - планируется либерализовать лишь к 2025 г., и не факт, что успеют.

Пока что противоречия в отношениях связаны именно с этим рынком. Россия фактически субсидирует белорусскую экономику, поставляя нефть и газ беспошлинно (та же схема, но на меньшую сумму с Арменией) и получая компенсацию (разница в пользу Белоруссии составила, по подсчетам Александра Кнобеля из Института Гайдара, $5,7 млрд в 2012 г.).

Компенсация на либерализованном рынке должна быть отменена, но тогда России надо снижать свою экспортную пошлину на нефть, чтобы экспортеры не уходили в Белоруссию, - маневр с одновременным повышением НДПИ обсуждается, но дело это сложное и постепенное. А участие Минска в ЕАЭС для Москвы важно прямо сейчас. Так что мы продолжим подкармливать белорусских крепостных крестьян.

Казахстан в рамках ЕАЭС не без оснований рассчитывает на свои конкурентные преимущества в условиях привлечения инвестиций, открытия бизнеса, финансовой политике. С другой стороны, Астана требует свободного доступа своего газа к российской трубе - и пока не получает желаемого.

Лукашенко и Назарбаев неоднократно жестко критиковали процесс интеграции и просили отсрочить подписание формальных бумаг - еще не все договоренности в рамках Таможенного союза удалось реализовать. Но поскольку для Москвы экономическая интеграция на постсоветском пространстве является политическим проектом и она готова за это платить, подписание состоялось.