Тема недели: В защиту закона

На этой неделе Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) при Минкомсвязи собралась на секретное заседание, чтобы выдать компании «К-телеком» частоты в Крыму, на которых уже работает «МТС-Украина». На сайте Минкомсвязи информации о заседании нет, представитель министерства говорит, что ничего не знает о нем, а менеджеры операторов «большой тройки» хотя и знают о заседании, но говорят, что их на него не позвали.

Случись подобная история годом ранее, она выглядела бы как захват частот крупного оператора неизвестной компанией. Но после спешного присоединения Крыма в марте она лишь свидетельствует, что операторы, работающие и в России, и на Украине, - МТС и Vimpelcom Ltd. - пока не очень понимают, что им делать с крымским бизнесом, и ищут разные варианты. «Мы находимся меж трех огней», - лаконично объясняют ситуацию менеджеры одного из них, имея в виду Россию, где расположен их основной бизнес, Украину, в которой они зарабатывают значительную часть выручки, и Запад, размахивающий карающим мечом санкций. О том, что ситуация и варианты развития событий меняются каждую неделю, свидетельствует, судя по всему, и история о двух «К-телекомах». 15 мая МТС зарегистрировала в Москве 100%-ную «дочку» - ООО «К-телеком», а 23 мая в Краснодаре было зарегистрировано еще одно ООО «К-телеком», принадлежащее просто физическому лицу. Этому-то краснодарскому ООО и были выделены крымские частоты. Учитывая, что до этого в базе данных «СПАРК-Интерфакса» существовало только три «К-телекома», и все - из Свердловской области, эти факты вряд ли могут оказаться совпадением.

Впрочем, попытки операторов «подстелить соломку» и создать себе несколько резервных путей для выхода из ситуации понятны. А вот действия регулятора - не очень. Ясно, что крымская история уникальна и универсальных рецептов на такие случаи не предусмотрено. Но плохо, что до сих пор нет внятного понимания, как именно будут поступать с частотами и лицензиями в Крыму, не разработан ясный план. На словах чиновники говорят, что крымские частоты будут распределяться на конкурсах (как и положено по правилам), а в реальности, как видно из случая с «К-телекомом», они могут свободно передавать их из одних рук в другие.

Чиновники могут, конечно, оправдаться тем, что делают это в качестве временной и чрезвычайной меры. Но такие меры легко становятся правилом, если воспринимать закон как помеху, а не руководство к действию.