География держит цены

Большая площадь и множество регионов удерживают российских ритейлеров от ценовых войн - к такому выводу пришли аналитики инвестбанка Morgan Stanley
Россия слишком большая, чтобы магазины воевали ценой/ А. Астахова/ Ведомости

Среди крупнейших розничных сетей на нескольких рынках региона, объединяющего страны Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки, с прошлого года обострилась ценовая конкуренция, отмечают аналитики инвестбанка. Так, в Польше ритейлер Tesco стал более агрессивным в ценах с середины 2013 г., что привело к снижению рентабельности по всей отрасли. Лидер польской розницы Biedronka также снизил рентабельность из-за более низких цен. В Турции сеть дискаунтеров BIM в течение нескольких лет повышала цены медленнее продовольственной инфляции, отмечают аналитики: «Компания счастлива, если получает рентабельность EBITDA около 5%».

«В Польше и Турции идут ценовые войны в рознице, а в России - нет. Почему? Если одним словом - из-за географии», - говорится в обзоре Morgan Stanley. Россия в 22 раза больше Турции и в 55 раз больше Польши по площади. В меньших странах многие ритейлеры соперничают друг с другом на всей территории страны, указывают аналитики: если крупнейшая сеть магазинов начинает устанавливать цены ниже конкурентов, это быстро подрывает весь рынок.

В России же, учитывая ее площадь и количество регионов, за которые конкурируют ритейлеры, шансы на такой сценарий в ближайшем будущем намного ниже, считают аналитики. У двух крупнейших продовольственных сетей - X5 Retail Group («Пятерочка», «Карусель», «Перекресток») и «Магнита» географических пересечений довольно мало, констатируют они. Аналитики ссылаются на данные «Магнита», по которым лишь 25% из более 8400 его магазинов пересекаются с магазином другого федерального ритейлера.

«Магнит» по итогам I квартала 2014 г. сообщал о локальных «ценовых интервенциях». Рентабельность EBITDA «Магнита», одна из самых высоких в отрасли, снизилась за квартал до 9,07% с 9,31% годом ранее. Снизить показатель потребовалось из-за развития сети в новых для нее регионах - Москве, Санкт-Петербурге, на Урале и в Западной Сибири, говорил на телеконференции с инвесторами и аналитиками гендиректор и основной владелец краснодарской сети Сергей Галицкий.

Валовая рентабельность второго по выручке ритейлера в России, X5, за январь - март 2014 г. снизилась на 39 базисных пунктов до 24%, одна из причин - в том, что супермаркеты «Перекресток» и гипермаркеты «Карусель» проводили промокампании, чтобы поддержать поток покупателей.

Финансовый директор X5 Сергей Пивень заявлял месяц назад, что не видит «чрезвычайных мер» в ценообразовании или промоактивности «Магнита» в Московском регионе. Конкуренция, говорил он, идет по другим направлениям: «На самом деле она касается ассортимента и других вещей <...> Для нас нет смысла начинать какую-либо ценовую войну, когда у нас [в Москве] настолько больше магазинов, чем у них».

В Центральном и Северо-Западном регионах на начало этого года было сосредоточено около 34% всех магазинов «Магнита», подсчитал Борис Вильдиницкий из Barclays. Снижение цен на 5% во всех этих магазинах сократило бы выручку всей компании на 1,3% и маржу EBITDA на 130 б. п., но конкуренция сейчас локальна, подчеркивает аналитик. Кроме того, «Магнит» - один из немногих российских ритейлеров, который может управлять ценами на уровне отдельного магазина, поэтому влияние таких действий на рентабельность будет минимальным, полагает он.