Мобильные платежи: Надо стать проще


Начать хочется с экскурса в историю и вспомнить, в какой ситуации мы находились еще совсем недавно. Бурное развитие технологий, сетей связи, появление нового софта привели к тому, что образовался спрос на новую услугу - дистанционные платежи. Банки совместно с операторами достаточно быстро подготовили этот продукт, который получил название мобильной коммерции. Я скажу про ту часть, когда платежи происходят с лицевого счета абонента. Эта услуга была оперативно реализована всей «большой тройкой». Впоследствии регулятор закрепил ее на законодательном уровне: сначала были внесены соответствующие изменения в закон о банках и банковской деятельности, а затем в законе о национальной платежной системе появилась отдельная статья 13, которая исчерпывающим образом описала процессы, происходящие при платеже с лицевого счета.

Зачем я это рассказал? Уже сейчас мы видим, что и банковский сектор, и сектор связи продолжают бурно развиваться. В частности, перед банковским сектором стоит амбициозная задача создать национальную платежную систему в противовес MasterCard, Visa, Visa Card и т. д. У меня нет сомнения, что эта задача будет реализована. В итоге в стране появятся достаточно современная инфраструктура платежей, клиринговые центры и, видимо, какие-то каналы, которые все это свяжут.

Надо посмотреть чуть дальше, и тогда очевидно, что перед рынком встанет вопрос: как все это реализовать, как использовать? Создание инфраструктуры приведет к созданию на ее базе новых сервисов, которые должны быть конкурентоспособными. Таким образом, банковский сектор и сектор платежей будут поставлены в ситуацию, когда они станут искать взаимодействие с операторами связи. Можно сделать прогноз, что роль операторов в экосистеме платежей в ближайшем будущем будет только возрастать, потому что оператор - это ключ к абоненту, если угодно, «последняя миля». Sim-карта оператора - это удобное средство для размещения какого-то приложения для обеспечения безопасности платежей, для электронной подписи и т. п.

Соответственно, регулятор видит свою роль в том, чтобы создавать нормативные условия для такого развития. Мы полагаем, что это развитие может происходить по следующим направлениям. Первое - развитие инфраструктуры. Минкомсвязи уже предпринимает определенные усилия в этом направлении. В частности, на сайте regulation.gov.ru вывешены проекты приказов, которые регламентируют использование NFC-технологии (технология беспроводной высокочастотной связи, позволяющая производить обмен данными на малых расстояниях. - «Ведомости») в мобильных устройствах. Мы полагаем, что это достаточно важный шаг, поскольку там заложено очень много стандартов, много технической информации и объясняется, как это будет работать. Это база для возникновения NFC-инфраструктуры в нашей стране.

Еще одно направление - упрощение идентификации при совершении транзакции. Тут уже говорилось, что в этом плане гайки закручиваются. Я думаю, что этот тренд изменится. Потому что мы со своей стороны внесли некое ужесточение в законодательство и сказали, что sim-карты больше не должны продаваться, как семечки на углу. Что требуется обязательно взять данные паспорта или другого удостоверения личности и передать их операторам. Закон этот вступил в силу с 1 января 2014 г. Мы сейчас ожидаем каких-то первых результатов его применения и полагаем, что основным станет уменьшение количества неидентифицированных абонентов. Соответственно, в дальнейшем это позволит строить аргументацию таким образом, чтобы производить идентификацию через оператора.

Еще одна перспектива, которую мы видим (и, насколько я понимаю, Центробанк тоже думает над этим), - идентификация через третьих лиц. Третьим лицом может быть опять же оператор связи. В результате, я думаю, мы придем к тому, что оператор будет идентифицировать абонента как клиента банковской организации.

Полагаю, что также может потребоваться упрощение обработки и передачи персональных данных по сетям связи. Мы готовы обсуждать такого рода предложения.

Еще одно перспективное направление - принятие стандартов и технических требований к системам обработки платежей. Например, в части NFC очевидно, что на рынке множество разных устройств, которые работают в этом стандарте, но зачастую они между собой несовместимы. Одним из решений могло бы быть создание такого стандарта.

Резюмируя, хочу сказать, что мы прогнозируем бурный рост инфраструктуры, в том числе инфраструктуры связи, направленной на обеспечение платежей, и готовы как регулятор всячески поддерживать ее развитие. Надеюсь, в итоге нам удастся создать одну из самых передовых систем.