Стратегия: Оглянулись вокруг

Российский сотовый рынок насыщен, а конкуренция на нем будет только усиливаться. Пока драйвером роста являются услуги передачи данных. Их объем растет, и операторы теперь мечтают разделить доходы из этого сектора с поставщиками контента
Matthias Balk/ EPA / ИТАР ТАСС

Руководителям телекоммуникационных компаний есть о чем задуматься. С 2010 г. рост выручки российских операторов связи отстает от номинального роста ВВП и роста потребления в расчете на домохозяйства, отмечает аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов. До кризиса 2008 г. телекоммуникационный рынок России рос на 20% в год, а по итогам текущего года рост ожидается лишь на уровне 3%, добавляет представитель«Вымпелкома» Анна Айбашева. Есть простое объяснение: к концу прошлого года количество абонентов сотовой связи в России достигло 250 млн человек - т. е. уровень проникновения услуг составляет более 170% и рынок насыщен.

В то же время конкуренция на российском сотовом рынке будет только расти: главным событием прошлого года стало образование четвертого федерального сотового оператора. Разговоры о создании такого игрока шли много лет, а «большая тройка» всячески пыталась этого не допустить. Например, в 2008 г. АФК «Система» - контролирующий акционер МТС - готова была приобрести «Скайлинк». Этот оператор нишевого стандарта CDMA годом раньше получил целый пул региональных GSM-лицензий. Но Федеральная антимонопольная служба заблокировала сделку.

Долгожданный четвертый федеральный

В итоге «Скайлинк» ушел под контроль государственного «Ростелекома», который при прежнем министре связи Игоре Щеголеве активно собирал активы и хотел стать универсальным телекоммуникационным оператором. Поскольку регулятор был благосклонен к «Ростелекому»,«Скайлинку» предоставили еще и 3G-лицензию на большую часть российских регионов, а сам«Ростелеком» получил федеральную LTE-лицензию. Правда, после смены руководства Минкомсвязи и «Ростелекома» события стали развиваться совершенно непредсказуемым образом.

Год назад шведский акционер российского Tele2 срочно решил продать компанию. Покупателем стал непрофильный инвестор - ВТБ, заплативший за актив $2,4 млрд.«Вымпелком» и МТС попытались срочно перекупить актив за большие деньги (назывались суммы вокруг $3 млрд), но было уже поздно. Затем ВТБ перепродал половину акций Tele2 консорциуму во главе с Банком России, а далее «Ростелеком» согласился создать СП с Tele2, передав под его контроль все свои мобильные активы.

Объединенная компания имеет в своем распоряжении федеральную LTE-лицензию, 3G-лицензии на 76 из 83 российских регионов и GSM-лицензии на 78 регионов. При этом во всех регионах у Tele2 есть как минимум или GSM, или 3G-лицензия. Правда, в Москве Tele2 придется строить сеть 3G/LTE без поддержки GSM, что усложнит ей конкуренцию с «большой тройкой». Тем не менее выход Tele2 в Москву - основная интрига этого года.

Но в МТС теперь спокойно смотрят на появление нового крупного конкурента. «Не стоит ожидать от объединенного оператора и существенного демпинга - предприятие не может долго работать в убыток акционерам, демонстрировать отрицательную операционную прибыль из-за того, что выручка не будет покрывать расходов на интерконнект (плата за соединение между абонентами различных операторов. - “Ведомости”)», - считает представитель МТСДмитрий Солодовников.

Эпоха беспроводного интернета

В планах Tele2 - стать третьим по абонентской базе сотовым оператором, т. е. потеснить кого-то из «большой тройки». За последние годы в «тройке» уже происходили перестановки.«Мегафон» в 2007-2011 гг. не платил дивидендов и не занимался зарубежной экспансией, а свободные средства вкладывал в развитие сетей 3G. Это позволило компании сконцентрировать ресурсы на строительстве сетей 3G и стать лидером в области мобильной передачи данных - как по количеству базовых станций 3G, так и по доходам. В 2010 г. «Мегафон» заработал от этих услуг 20,7 млрд руб., МТС - 16 млрд руб., а «Вымпелком» - 13 млрд руб.

Поскольку «Вымпелком» в те годы занимался поглощением оператора фиксированной связиGolden Telecom (за $4,4 млрд) и выплачивал образовавшиеся из-за этой сделки долги, это позволило «Мегафону» в 2010 г. опередить «Вымпелком» как по количеству сотовых абонентов, так и по доходам от мобильной связи. Отрыв продолжился, а в прошлом году«Мегафон» еще опередил «Вымпелком» и по совокупному уровню доходов от сотового и фиксированного бизнеса, хотя последний лучше развит у «Вымпелкома».

В 2012 г. «Мегафон» стал лидером и в стандарте четвертого поколения - LTE. Это произошло благодаря слиянию с оператором Yota, к тому моменту уже запустившим первые LTE-сети и имеющим солидный запас соответствующих частот (полоса шириной 60 МГц в диапазоне 2,5 ГГц против 20 МГц, имеющихся в этом диапазоне у каждого из операторов «большой тройки»). Правда, в том же году «Мегафон» поучаствовал в крупной сделке по выкупу собственных акций у «Альфа-групп» за $5,2 млрд, в результате чего его общая задолженность резко выросла (раньше она была меньше годового показателя EBITDA), а капитальные затратыпришлось сократить (в 2011 г. они составляли 70,6 млрд руб., в следующем - лишь 45,2 млрд руб.).

Пустились вдогонку и МТС с «Вымпелком». В 2012 г. МТС даже смогла опередить «Мегафон» по количеству базовых станций 3G, а по итогам III квартала 2013 г. еще и стала лидером по доходам от мобильного интернета. А если исходить из результатов всего прошлого года,«Мегафон» опять лидер беспроводного интернета. Как по доходам - 49,6 млрд руб. у «Мегафона» против 47,4 млрд руб. у МТС и 31,7 млрд руб. у «Вымпелкома», так и по количеству базовых станций 3G/4G - их у оператора 43 300 против 33 600 у МТС и еще меньшего количества у «Вымпелкома».

В целом же у всех операторов «большой тройки» растут доходы от интернет-доступа: в прошлом году они были вдвое с лишним больше, чем в 2010 г.

Развитию мобильного интернета способствовал не только рост скоростей, но и появление удобных устройств для работы со Всемирной сетью: смартфонов и планшетов. Собственно, распространенности обоих типов этих устройств мир обязан основателю Apple Стиву Джобсу. Именно он в 2007 г. создал iPhone - прообраз всех нынешних смартфонов, а в 2010 г. - iPad, принципиально новое устройство - планшет, предназначенное исключительно для мобильного интернета.

Появилось целое поколение людей, постоянно доступных не только по телефону, но и по электронной почте, в аккаунтах в социальных сетях. Но для операторов эта тенденция имеет и обратную сторону. Ввиду роста трафика в 2009-2010 гг. операторы перешли на квазибезлимитную модель потребления мобильного интернета: вместо существовавшей до этого помегабайтной системы оплаты трафика клиенты стали пользоваться тарифами и опциями, которые за фиксированную сумму в месяц/сутки предлагают определенный объем трафика, достаточный для работы на смартфоне/планшете.

В результате рост объемов трафика не пропорционален росту доходов от него. Более того, Apple решила сама стричь купоны с сотовых абонентов, продавая им приложения напрямую с оплатой через банковские карты. Схожей стратегии придерживается и Google в своей платформе Android, хотя эта корпорация в некоторых случаях и принимает оплату со счетов пользователей у операторов. А в прошлом году Apple и Google предложили россиянам еще и музыкальные сервисы, что является уже прямой конкуренцией для сервисов операторов.

В целом развитие интернет-доступа привело к образованию целого сегмента OTT-компаний(Over-the-Top) - поставщиков «тяжелого» контента, не привязанных к операторам связи. Как отмечает руководитель департамента «Стратегия» операционной группы «Телекоммуникации, медиа и высокие технологии» Accenture в России Сергей Борисов, с 2006 г. акции OTT-компаний (Google, Yahoo!, поставщик видео Netflix) выросли почти в 5 раз, тогда как акции операторов связи - менее чем в 1,5 раза.

По оценке президента «Транстелекома» Артема Кудрявцева, уже сейчас OTT-сервисы отнимают у сотовых операторов порядка 10% голосового трафика и 20% sms-трафика.

Ответом сотовых операторов на распространение мессенджеров стали пакетные тарифные предложения, когда абоненты получают за фиксированную плату набор из минут, мегабайт и количества sms-сообщений и для них уже нет экономического смысла переходить от smsк мессенджерам.

Серый VAS

Сами сотовые операторы также уже давно выступают поставщиками контента, а область дополнительных неголосовых услуг (VAS, Value Added Services) после голоса и мобильного интернета является третьей по величине строчкой в доходах операторов. В прошлом году VAS-рынок в России, по данным AC&M Consulting, составил 133 млрд руб. Но рост за год составил лишь 3%, тогда как в 2012 г. он был на уровне 18%.

40% доходов от VAS-сервисов - это простые sms-сообщения. Остальное - это различного рода премиальный (мобильный) контент. Сама идея мобильного контента зародилась в начале 2000-х: абонентам стали предлагать картинки и мелодии для телефонов, информационно-развлекательные сервисы и т. д. Их предоставлением занимаются партнеры сотовых операторов - контент-провайдеры, которым выделяют специальные короткие номера. Звонки и обращения на такие номера тарифицируются дороже обычного.

Перспективы мобильного контента выглядят несколько туманно ввиду, с одной стороны, распространения смартфонов и мобильного интернета, позволяющих получать контент напрямую из интернета, а с другой - из-за многочисленных серых схем на данном рынке. По данным агентства TelecomDaily, 45% премиального контента - это музыка и RBT (гудки, устанавливаемые вместо мелодий). Услуга RBT при всей ее привлекательности зачастую подключается операторами без прямого согласия абонента. Еще недавно была широко распространена схема Try & Buy, когда целому кругу абонентов бесплатно подключают данную услугу, а через некоторое время она автоматически переходит в платный режим. Либо стать подписчиком можно, просто приобретя новую sim-карту.

Настоящим бичом телекоммуникационной отрасли стало мобильное мошенничество со стороны нечистоплотных контент-провайдеров. Но с 1 мая вступили в силу законодательные нормы по борьбе с мошенничеством (это, однако, отрицательно скажется на доходах операторов).

Юрий Аммосов из аналитического центра при правительстве считает, что VAS-услуги уже можно списывать со счетов. Их пик приходился на 2010 г., когда они представляли для абонентов такую же большую ценность, как и голосовые сервисы и sms. Сейчас же их ценность для абонентов стремится к нулю, хотя операторы могут попытаться остановить этот процесс за счет развития мобильных платежей. Несколько снизилась и ценность sms-сообщений, но зато услуги по передаче данных приобрели такую же значимость, как и голос, полагает Аммосов.

Делиться надо

В целом тенденция роста потребления трафика, развитие OTT-сервисов и сложности с монетизацией контента со стороны операторов связи становятся все большей проблемой для последних, причем как для сотовых компаний, так и для провайдеров фиксированной связи. Например, в мире практически не осталось операторов, которые бы специализировались исключительно на магистральном бизнесе. «Магистральный рынок в России сокращается в денежном выражении с 2008 г., - констатирует вице-президент «Транстелекома» Виталий Котов. - В частности, достигли нуля или стремятся к нему продажи емкости для тройки сотовых операторов, которые построили магистрали почти по всей стране, и операторов холдинга «Связьинвест», которые перевели трафик в собственные сети после объединения с «Ростелекомом».

Улучшить ситуацию для телекоммуникационных компаний могло бы разделение доходов с OTT-поставщиками. «В ближайшие пять лет объем мобильного трафика в мире возрастет в 13 раз, в Европе - в 9 раз, и этот рост будет обеспечиваться преимущественно за счет ОТТ-сервисов, - прогнозирует Солодовников из МТС. - При этом сотовым операторам необходимо увеличивать пропускную способность своих сетей, нести расходы на их техобслуживание, развивать новые технологии (3G, LTE), инвестируя в это значительные средства. Перед OTT-операторами таких задач не стоит - они используют сети сотовых компаний <...> Выхода у операторов два - или разделение доходов с ОТТ-операторами, или приоритизация трафика по его типу за счет специальных тарифов, которые будут создаваться исходя из профиля потребления пользователя».

«С каждым годом объем интернет-трафика растет лавинообразно, и отсутствие хоть какого-нибудь его регулирования приведет к тому, что сети операторов не смогут с ним справиться, - говорит пресс-секретарь “Мегафона” Олеся Яременко. - Поэтому мы считаем, что необходимо найти эффективный инструмент, который бы сбалансировал нагрузку на сети операторов и инвестиции в них. Например, было бы правильно, если бы интернет-компании, которые пользуются сетями операторов, участвовали в развитии сетей и оплачивали создаваемую нагрузку».

Запаздывающее регулирование

На Западе интернет-лоббистам удается даже добиваться введения принципа сетевого нейтралитета, когда оператор все виды трафика тарифицирует одинаково. Два года назад новое руководство Минкомсвязи во главе с Николаем Никифоровым также одним из пунктов своей программы ставило сетевой нейтралитет, но сейчас от этого отказалось. Тем не менее многие пункты из программы Никифорова были выполнены, хоть и со скрипом.

В частности, заработал механизм переносимости сотового номера - MNP. Сотовым операторам разрешили совместно использовать активное телекоммуникационное оборудование в 3G/LTE-сетях, интернет-провайдерам узаконили предоставление услуг телефонии, также готовятся нормативные акты, которые выведут объекты связи из-под регулирования строительного законодательства. В МТС надеются, что Минкомсвязи разработает нормативные акты и для упрощения доступа интернет-провайдеров в многоквартирные жилые дома и использования ими объектов совместной собственности (чердаки, подвалы и т. д.).

Большие дебаты разгорелись вокруг принципа технологической нейтральности, когда оператор, имея определенную полосу частот, мог бы сам выбирать технологию, для которой она будет использоваться. Этот принцип позволяет, например, небольшим GSM-операторам, не допущенным для распределения федеральных 3G/LTE-лицензий, запускать на своих частотах сети с использованием этих технологий. Никифоров поначалу был горячим сторонником этой идеи, но реализации технологический нейтральности сначала препятствовало лобби «большой тройки», а затем и самого министра захлестнула другая инициатива - решение проблемы цифрового неравенства.

Минкомсвязи попыталось смешать обе эти истории и обязать GSM-операторов, использующих принцип нейтральности в диапазоне 1800 МГц для строительства LTE-сетей, покрыть LTE-сетями все населенные пункты с населением от 500 человек. Оппоненты предупреждали: поскольку диапазон 1800 МГц характеризуется сравнительно небольшой зоной обслуживания одной базовой станции, такое требование делало бы просто нерентабельным строительство сетей LTE-1800. В итоге компромисс был найден лишь в конце прошлого года: техническую нейтральность в диапазоне 1800 МГц разрешили, а для соответствующих LTE-сетей разрешили более мягкое требование: покрыть все населенные пункты с количеством жителей от 10 000 человек за семь лет.

Правда, к тому моменту основному потребителю принципа технологической нейтральности - Tele2 стало уже все равно, поскольку после смены акционеров и создания СП с «Ростелекомом» у Tele2 и так появились 3G- и LTE-частоты.