Тренировать мышцу общения

Слово «нетворкинг» российские менеджеры понимают по-разному. Как показывают исследования, на Западе нетворкинг тоже воспринимают неоднозначно и не все умеют грамотно им заниматься
Fotolia/ PhotoXPress

Джулия Хобсбаум считает себя первым профессором по нетворкингу в мире. Она уверена, что этой науке можно обучить так же, как и всему остальному. Хобсбаум - почетный приглашенный профессор по нетворкингу в бизнес-школе Cass и автор доклада Fully Connected, где она изложила свое видение проблемы нетворкинга в 2020 г. Доклад опубликовала консалтинговая компания EY, добавив к нему собственное исследование о том, как относятся к нетворкингу разные люди. Хобсбаум считает, что пришла пора научиться с большим прагматизмом относиться к «социальному фитнесу» - иными словами, пора перестать стесняться завязывать деловые отношения с людьми.

«Проблема в том, что нетворкинг раньше часто воспринимали как привилегию боссов, - говорит она. - Но устанавливать деловые контакты должен уметь каждый. Ведь это способ повысить эффективность своей работы».

Некоторые люди ощущают дискомфорт, когда начинают знакомиться с корыстными целями, - именно так многие воспринимают нетворкинг. «Мои студенты часто испытывают неудобство, когда им нужно намеренно с кем-то познакомиться», - рассказывает Хобсбаум о студентах программы для топ-менеджеров в Cass.

Задавшись целью издать доклад Хобсбаум, EY обратилась за помощью в исследовательскую компанию Populus, попросив последнюю провести опрос британцев на тему нетворкинга и проанализировать полученные результаты. Populus опросила 4183 британца, из которых 750 человек занимали высшие позиции в британских компаниях. Исследование проводилось в марте этого года.

«Мы хотели выяснить, как люди представляют себе нетворкинг», - рассказывает Лиз Бингэм, управляющий партнер EY. По ее словам, опрос показал, что молодые люди придают больше значения установлению контактов через социальные сети. Но в то же время именно молодые профессионалы высказывались за необходимость установления личных контактов для развития карьеры. Среди менеджеров за личные контакты высказалось 70% респондентов, а среди директоров - только 53%. Что до общения в социальных сетях, то важность установления таких связей во всех группах опрошенных (менеджеры, топ-менеджеры и директора) признали примерно треть респондентов.

По мнению Бингэм, следует четко разграничивать плохой и хороший нетворкинг. Плохой нетворкинг подразумевает сбор визиток на мероприятии и поверхностное общение с людьми, которым вы никогда не позвоните, замечает она.

Не устанавливает хороших контактов и тот, кто пытается выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Хобсбаум не советует слишком сильно сосредоточиваться на своих задачах. «Люди сразу понимают, что вы знакомитесь с определенной целью. И это производит плохое впечатление», - объясняет она.

Что же тогда можно назвать хорошим нетворкингом? «Больше всех преуспевают те, кто не сосредоточивается чрезмерно на своих целях. Часто успех рождается из незапланированных действий и неожиданных событий», - говорит Хобсбаум.

«Многие недооценивают значение личного обаяния», - считает Бингэм. Еще одна важная деталь - умение понять, в какой именно момент стоит договариваться об инвестициях или когда именно попросить о помощи в продвижении. Это ключ к успеху в любом нетворкинге, полагает она.