Жизнь онлайн: Виртуальная реальность

Участники круглого стола «Life online via mobile: общение, развлечение, обучение и бизнес» обсуждали, как будет развиваться интернет-бизнес на мобильных платформах. Кто и как зарабатывает на этом сейчас и как нужно зарабатывать правильно
Aidan Crawley/ Bloomberg

Денис Широкий, заместитель генерального директора по коммерции МТТ: Мы, как компания, являемся такой смесью ОТТ-провайдера и классического телекоммуникационного провайдера. И уже несколько лет предоставляем различные ОТТ-сервисы. И мы считаем, что рынок придет к взаимодействию. Когда сетевой оператор может на модель revenue sharing приоритизировать трафик.

Сергей Борисов, руководитель департамента «Стратегия» операционной группы «Телекоммуникации, медиа и высокие технологии» Accenture в России: В начале нашей конференции много говорилось о том, что бизнес телекомоператоров находится под влиянием долгосрочного тренда. Этот тренд - снижение доходности операторского бизнеса. Если бы вы в 2006 г., имея 1 руб. или $1, думали, куда его вложить - в акции телекомоператора или ОТТ-провайдера (новомодное слово на тот момент), то, сделав выбор в пользу последнего, сейчас вы бы получили сумму в 4 или 5 раз большую. Это средние цифры по глобальному рынку по ОТТ-провайдерам и телекомоператорам, а не только для России. Соответственно, для телекомоператоров есть повод задуматься, какие дополнительные точки роста искать, как им сотрудничать с ОТТ-провайдерами.

Если посмотреть на проблему с точки зрения контента - какие виды контента наиболее востребованы, что будет расти быстрее, что медленнее, то глобальный рынок контента выглядит следующим образом. Самая крупная часть (в абсолютном исчислении) - это видео. И это второй по скорости роста сегмент медиаконтента. Его опережает только сегмент видеоигр, но в абсолютных цифрах он примерно в 5 раз меньше, чем сегмент видеоконтента.

Очень приятно, что Россия становится ньюсмейкером - демонстрирует достаточно высокий темп роста рынка онлайн-видео. Благодаря активной работе крупнейших игроков на этом рынке клиентская база растет. На сегодняшний день клиентская база уникальных подписчиков - одна из самых крупных на рынке Европы. И в ближайшие 4-5 лет прогнозируется рост рынка, измеряемый цифрами порядка 40%, в то время как в классическом телекоме среднегодовой темп роста в 30-40% - это уже забытые цифры.

Очень приятная тенденция, которая говорит о том, что клиент готов платить. На рынке модель, связанная с подпиской услуг, по темпам роста опережает модель, связанную с рекламой. Это свидетельствует, что люди готовы платить за качество, за интересный контент. Драйверы роста связаны с тем, что люди все больше пользуются мобильными устройствами для просмотра видеоконтента.

Говоря о моделях взаимодействия: так или иначе операторы уже сделали свой выбор - либо создают собственные онлайн-видеосервисы, либо игнорируют рынок онлайн-видео, предоставляя только канал передачи данных. Есть группа операторов, которые выбирают некую промежуточную модель, иногда ее называют «умное подключение». Идея в том, что между телекомоператором и ОТТ-провайдером выстраиваются партнерские отношения. Эта модель интересна в том случае, если оператор хочет минимизировать свои затраты. Потому что есть фиксированные затраты на лицензионный контент и эти затраты будут разделены между несколькими операторами.

Говоря о примерах уже реализованных проектов в мире, я бы упомянул два: это проект в Голландии (оператор - KP) и проект BT Sport, который реализовал оператор British Telecom. На мой взгляд, эти проекты интересны тем, что реально технический запуск услуги состоялся за достаточно короткое время. И, может быть, для российских операторов это тоже повод посмотреть и найти для себя некое знаковое событие, ради которого они готовы будут внедрить подобную техническую платформу.

Говоря о будущем, просто приведу пример того, какие прототипы решений разрабатывают операторы. Например, KPN к своему конвергентному решению для просмотра онлайн-видео добавляет уже Google Glass и с помощью очков Google решаются такие вещи, как дистанционное управление своим смарт-телевизором. На Google Glass вводится, например, интерактивная ТВ-программа с дополнительной статистикой, допустим, если смотрят спортивный матч, или управление какими-то устройствами в рамках «умного дома».

Михаил Хомич, модератор, управляющий партнер «Хомич, Митин и партнеры»: Не могу не обратиться непосредственно к представителю операторов - Александру Мазурову, «Вымпелком». Как вы видите в дальнейшем развитие этого рынка, взаимодействие с интернет-бизнесом, который зарабатывает на мобильных платформах?

Александр Мазуров, директор по продуктам и развитию бизнеса «Вымпелкома»: Что касается модели - какую выбрать, мы не отметаем ни одну модель, ни другую, но больше склоняемся в сторону партнерской модели. На этом пути мы проделали определенную работу и достигли определенных успехов. Какие-то мы на этой неделе запускали (конференция «Телеком 2014» прошла 23 апреля 2014 г. - «Ведомости»), презентовали услугу прямого билинга (директбилинга) с телефонами Windows Phone, когда вы можете с мобильного счета оплачивать свои покупки в AppStore для Windows.

Возможностей по использованию инфраструктуры оператора не только с точки зрения прогона трафика, но и с точки зрения всевозможных дополнительных услуг - например, возможности тарификации, использование местоположения, информация о клиентах, чтобы давать им более таргетированные предложения, и т. д. - их довольно много. И мы в этом видим большой смысл. Это возможность роста.

Михаил Хомич: Такая позиция оператора. Вот у меня присланный [в Twitter] вопрос. Операторы связи, развивая мобильный фиксированный интернет, вкладывая огромные деньги в инфраструктурные проекты, условно сами себе вырыли могилу. Интернет-компании, развивающие бизнес на мобильных платформах, стали во многом конкурентами операторов связи, предлагая более дешевые удобные услуги. Вот такое мнение. Я попытаюсь спросить у Сергея Волкова, директора проекта офиса Yota. Действительно вырыли могилу?

Сергей Волков, директор проектного офиса Yota: Я думаю, что нет. Рано еще нас хоронить. А Александру [Мазурову] посоветую: мне кажется, надо посмотреть в сторону покупки платформы от Аccenture, для того чтобы объединить и сделать мультиэкранность у абонентов «Вымпелкома.

Сергей Борисов: Подожди, пожалуйста - мы тендер проведем.

Сергей Волков: И ОТТ как тема сегодняшней дискуссии - на мой взгляд, проблематика не ограничивается исключительно мультиэкранностью и возможностью работы оператора в части представления какого-либо контента от себя либо в сообществе с игроками ОТТ.

Понятно, что ОТТ-игроки сейчас используют инфраструктуру оператора, для того чтобы зарабатывать на собственных приложениях. Тому примеры - это WhatsApp, YouTube и многие другие. Все это игроки, которые очень неплохо себя чувствуют. При этом понятно, что без операторской инфраструктуры в разных странах у них бизнеса физически не было бы. Это значит, что нужно искать варианты работы с ОТТ-игроками.

Мы как оператор должны для себя четко понять: есть всего три возможных варианта развития событий. Первый вариант - это просто заблокировать ОТТ-игрока и не давать ему возможности использовать инфраструктуру оператора, не каннибализировать свои сервисы. Вторая, менее радикальная, вещь (и это уже многие делают) - искать синергию и взаимовыгодные варианты сотрудничества, когда обе стороны зарабатывают. И третий вариант - тоже во многих странах, и у нас в России, испробован - сделать что-то свое, аналогичное Viber, Skype и т. д. Но, как показывает практика, такие продукты от оператора обречены на провал - просто потому, что эта платформа работает на одном операторе. Так что эффективный вариант один - кооперационный, коалиционный.

Михаил Хомич: Сергей, я задам очень наивный вопрос. Тот же WhatsApp - зачем им, в принципе, с кем-то договариваться? У них прекрасный сервис. Отобрал у sms огромную долю рынка. Неужели они боятся, что их можно отрубить и все?

Сергей Волков: Ну смотрите. Мы можем вспомнить тот же ICQ, который когда-то гремел по всей нашей стране и по всему миру. Была суперкомпания с проникновением в базу. WhatsApp может постигнуть та же самая участь через два, три года, пять лет, если WhatsApp будет двигаться так же, как двигается сейчас, - без понимания того, что ему нужна операторская структура, чтобы работать... Мне кажется, сложно будет дальше развиваться. Есть примеры, когда сервис просто блокируется операторами, и тот же WhatsApp не может работать на базе какого-то оператора. К чему это ведет? К тому, что WhatsApp теряет базу либо оператор теряет свою базу, часть которой переходит, соответственно, к конкуренту, у которого такие возможности есть.

Второй вариант - это дополнительная стоимость за те же самые сервисы. Такие успешные примеры есть в Европе, когда оператор говорит: да, ты можешь пользоваться сервисом, который позволяет тебе делать раз, два, три, но ты дополнительно к своему пакету платишь те же 10 евро и пользуешься WhatsApp, и все счастливы. И WhatsApp счастлив, потому что не теряет аудиторию, и оператор счастлив, потому что зарабатывает дополнительные деньги.

Михаил Хомич: Мне кажется, очень красноречивый пример с ICQ.

Одна из проблем, с которой сейчас сталкиваются операторы (это тоже присланный вопрос), - тяжелый контент (видео, например), который требует реально мощной инфраструктуры. Насколько эта проблема сейчас остра для операторов, насколько будет важна завтра?

Виталий Шуб, советник президента ТТК: Вопрос очень корректный и правильный. Принципиальное различие между тяжелыми и легкими приложениями. То есть приложениями, которые съедают или нет ресурс «трубы», создают или нет ощутимую нагрузку для оператора проводной или беспроводной инфраструктуры. Когда мы говорим о таких абсурдных историях, как 20 млрд за WhatsApp (в этом году Facebook купил WhatsApp за $19 млрд. - «Ведомости»). Почему-то 20 млрд или почему-то 900 млн - в 20 раз меньше - за почти такой же Viber (японская Rakuten, входящая в десятку крупнейших по обороту интернет-компаний, купила кипрского разработчика кросс-платформенного инструмента обмена мгновенными сообщениями и VoIP-общения Viber Media за $900 млн. - «Ведомости), об этих виртуальных абонентах, которые на самом деле являются физическими абонентами физических операторов инфраструктуры, которым они платят деньги, - это одна история. Это такие парабольные истории успехов и умирания. Был ICQ - нет ICQ. Вспыхнул Skype - куда-то начинает постепенно закатываться. Сейчас мода на Viber, Instagram, Twitter. Через какое-то время почему-то публика к ним охладевает. А для операторов инфраструктуры, особенно проводной инфраструктуры, вся эта деятельность практически незаметна. А вот видеоконтент действительно может создавать проблемы. Причем сейчас отрасль телекоммуникационная или телемедийная вступила в совершенно новую фазу развития - правда, это мало кто заметил, кроме профессионалов, которые этим занимаются: произошел разрыв между проводными и беспроводными провайдерами. Раньше те и другие были ресурсодефицитными. Можно вспомнить наш давний проект «Стрим ТВ» в Москве с 6-мегабитным подключением. Видео для провода было адской проблемой и очень часто в этот провод не пролезало. Сейчас проводной сегмент впереди планеты всей, потому что видео для него перестает реально создавать нагрузку. И проводной сегмент сейчас чувствует себя очень комфортно - по крайней мере, в том смысле, что он может позволить себе и пропускать ОТТ-видеопровайдеров, даже в формате 4К, даже в формате 8К. И комфортно входить с ними в отношения revenue/profit sharing, что в общем, на мой взгляд, является наиболее правильной моделью взаимодействия.

А для беспроводной мобильной сети любого формата - и 3G, и даже LTE - тяжелый видеоконтент действительно создает проблемы, потому что его тяжесть растет быстрее, чем растет пропускная способность таких сетей.

Только что был объявлен первый, по-моему, коммуникатор ОРРО, умеющий снимать в 4К. В 2015 г. скорее всего в 4К смогут снимать 20 или 30 топ-смартфонов на рынке. Это означает, что не только в download-сегменте оператора, но и в upload-сегменте оператора возникнет перегрузка, возникнет бутылочное горлышко и контент начнет застревать и проходить с трудом. Поэтому сейчас, еще раз повторяю, рынок развалился. Он перестал быть цельным. У проводных операторов впервые возник избыток ресурса для любого контента, любой тяжести, и они чувствуют себя комфортно. Еще раз повторяю: они могут входить в любые отношения практически с любым количеством виртуальных игроков, потому что их пропускная способность позволяет и в магистральном сегменте, и в сегменте доступа сделать. А вот операторам беспроводного сегмента придется попотеть.

Михаил Хомич: За кем будущее в этом случае?

Виталий Шуб: Будущее - за конвергированными сетями. И реально сейчас, как сегментируется рынок, это предоставление абоненту сервиса по принципу ad hoc (по месту). То есть та инфраструктура, к которой он имеет доступ в данный момент времени в данном месте, и определяет тот спектр и объем сервисов, который он может потребить <...>

Олег Туманов, основатель и генеральный директор ivi.ru: Мы понимаем, что телекомоператоры делают действительно гигантские инвестиции в инфраструктуру. Это миллиарды, десятки миллиардов долларов. Но нужно понимать, зачем пользователю нужна скорость 50 мегабит, скорость 70-80-100 мегабит. Ведь не для голоса, не для sms и не для электронной почты. Пользователь требует нового сервиса - и прежде всего видео. И это то, для чего строится вся эта инфраструктура. Все эти огромные инвестиции делаются, чтобы передавать этот тяжелый контент. И это является драйвером для роста ARPU, абонентской платы, абонентской базы. И чтобы пользователи становились более лояльными. Вот основные двигатели сейчас для операторов: повышение ARPU, увеличение лояльности и повышение монетизации. И теперь давайте посмотрим, кто является самым лучшим партнером? <...> Не секрет, наверное, что мы живем в стране пиратского видео. 90% видео, которое сейчас гоняется по сетям операторов, пиратское. И в данном случае ни о каких партнерских отношениях между операторами и телекомами речи быть не может. И это очевидно паразитирующий слой, который одинаково вреден и телекомам, и легальным видеосервисам. У нас абсолютно взаимные интересы - уменьшить уровни пиратства и найти механизмы взаимодействия между телекомом и легальными видеосервисами. Потому что наши задачи, как мы говорили уже, совпадают на 100%. Но когда говорит телеком: «А тогда мы будем с вас брать деньги за то, что вы по нашим сетям гоняете трафик». Это хорошая тема - брать деньги с нас, теоретически. Практически это означает, что мы опять вот этот маленький зеленый росточек, который лишь пробивается в области легального видеосмотрения... тут же проедем по нему катком и еще заасфальтируем. Потому что ни для кого не секрет: чтобы построить легальный онлайн-видеосервис, требуются инвестиции минимум в десяток миллионов долларов. Сейчас, если посмотреть value chain «телеком - мы», то в нашем сегменте пока еще денег не так много. Еще рынок просто не дозрел. Мы сами являемся драйверами развития этого рынка. В 2010 г., когда мы запускали сервис, рынок был нулевой. Но мы делали инвестиции в десятки миллионов, для того чтобы создать альтернативу пиратскому смотрению. Мы знали, что будет рекламная монетизация. Мы знали, что будет платная монетизация. Сейчас потихонечку рынок начинает развиваться, и мы, надеюсь, в этом году сведем концы с концами. Это уже будет большое достижение.

Дальше встает вопрос: как монетизировать? И мы считаем, что если, конечно, не брать деньги с операторов, то единственная возможная монетизация - это пользователь. Пользователь, который требует большего качества, больших услуг, который хочет смотреть видео на мобильных устройствах, хочет смотреть на «Смарт ТВ». Мы готовы делиться, если телеком владеет отношением с клиентом. О чем мы говорим: что телеком владеет отношением с клиентом, ну продайте тогда ему услугу - мы с удовольствием поделимся.

С другой стороны, мы понимаем, что любой ОТТ-сервис никому не интересен, если нет некоего уровня качества потребления этого сервиса. Есть яркий пример: в некие годы в США большинство компаний резали Skype в надежде, что сейчас все эти дурачки, которые в интернете чатятся и еще тяжелое видео гоняют, голос и sms, все перейдут к нам платить доллары за то, чтобы гнать это все по недоразвитой 3G-сети. Но была компания Verizon, которая построила свою рекламную кампанию, говоря: у нас самый лучший Skype. И она очень быстро набрала достаточно большое количество абонентов. Skype ничего ей не платил за доступ к инфраструктуре, и они ничего не платили за доступ к Skype, но увеличили капитализацию, набрали базу.

Вот яркий пример, когда нежелание рынка работать с ОТТ-сервисами, отрицание и споры насчет того, что первично - курица или яйцо, контент или дистрибутор...

Поэтому немного скажу про VoIP в России, что VoIP отчасти это такой квазисервис <...> Как мы видим IP-рынок на сегодняшний день: на самой основной ступени пищевой цепочки, на самой, скажем, верхней ступени коммуникации с пользователем стоят IP-сервисы, такие как Skype, Viber, ICQ, WhatsApp. Их на самом деле очень много. Некоторые представлены как социальные сети, некоторые - как специализированные предложения, которые позволяют экономить на голосовых или текстовых коммуникациях. Mail.ru очень в России сильно представлена на рынке как голосовой, так и месседж-коммуникации. ІР-телефония все больше и больше уходит в область ОТТ, т. е., соответственно, это такой сервис, который можно потребить буквально из интернета, из веб-браузера. Все больше увеличиваются мобильные аппаратные средства, смартфоны, планшеты, ноутбуки, и, соответственно, все это подстегивается увеличением проникновения мобильного ШПД и БШПД <...>

Что же ограничивает рынок на сегодняшний день? На сегодняшний день VoIP-операторы России, хоть это так вкусно, так приятно и так интересно для абонентов, находятся в некой серой зоне. Потому что для того, чтобы официально получить городской номер, к примеру, и звонить на мобильный, на номера общего пользования и передавать свой идентификатор в качестве какого-то номера, необходимо получить лицензию, организовать последнюю милю... И текущее положение не позволяет VoIP-операторам непосредственно присоединяться к сетям местной связи и к сетям международной связи. Только через зоновый узел. Почему это очень критично для рынка на сегодняшний день? По аналитике iKS-Consulting, 33% ШПД-рынка на сегодняшний день представлено так называемыми no name операторами. Не крупными, которые работают в маленьких городах, в районах. И они фактически обладают инфраструктурой, чтобы предлагать услуги местной связи отчасти по модели ОТТ. У них есть абонент, у них есть кабель до абонента, у них есть доступ в интернет. Чего у них нет? У них нет законной возможности за разумные деньги предоставить эти сервисы. Что мы считаем необходимым сделать в ближайшее время в России с точки зрения регуляторики? Это дать большую свободу ШПД-операторам в предоставлении услуг в местной связи и, конечно, наконец внедрить переносимость номера в фиксированных сетях <...>

Михаил Хомич: Я бы хотел обратиться к Александру Кузьменко, руководителю проекта «Игры» Mail.ru. Как на этом контенте можно зарабатывать на рекламе, другими способами?

Александр Кузьменко, руководитель проекта «Игры» Mail.Ru: Реклама в классическом ее понимании, в котором мы, например, в web используем, - это уже позавчерашний день. Ни для кого не секрет, что контентные проекты начинают зарабатывать все меньше. С каждым годом человек все меньше и меньше нажимает на баннеры, на всплывающую видеорекламу.

Монетизация в контентных ресурсах сейчас происходит несколькими путями. Во-первых, диверсификация: т. е. контент сейчас состоит не только в неком определенном ресурсе. Контент сейчас находится везде - в социальных сетях, в YouTube, в мобильных приложениях, в мобильных версиях ваших собственных сайтов, которые лишены рекламы, и поэтому люди пользуются именно мобильной версией, чтобы не видеть большое обилие рекламы, и тем самым повышают ваш собственный мобильный трафик. И при договоре с оператором вы, соответственно, его так или иначе монетизируете - revenue sharing, о чем мы уже много говорили на этой встрече. А классическая реклама умирает.

Mail.ru - гигантская компания, огромная. Но половина прибыли всей корпорации Mail.Ru Group приходится на компанию, которая называется Mail.Ru Games, т. е. на игры. Игры сейчас - самая интересная, самая сильно монетизируемая и самая быстроразвивающаяся еntertainment-индустрия <...>

Проблемы монетизации в играх, конечно, очень интересные. В первую очередь в России, надо отдавать должное нашей ментальности - у нас есть большая склонность к халяве. Если на Западе человек видит приложение, которое стоит доллар, он говорит: «О'кей, за доллар я могу купить себе бургер («1 dollar menu» - у них очень популярна такая вещь) или могу развлечь себя хотя бы в течение 10-15 минут - куплю игру. В России человек ни за что не готов заплатить доллар, и именно в этом проблема, в том числе развития, например, легального видеорынка. В России человек готов скачивать бесплатное приложение. И если приложение ему нравится и он вдруг замечает, что проводит в нем по 10 часов в неделю, он уже готов заплатить не то что доллар, он готов вам 100 принести...

Михаил Хомич: На секундочку прерву. Вот опять-таки наивный вопрос. Игроки в эти игры используют трафик, услуги операторов. И при этом они что-то еще платят вам. Нет ли мысли, что нужно немного денежки дать операторам? Я хочу этот вопрос адресовать сначала операторам.

Виталий Шуб: Действительно, сейчас вся отрасль телемедиа имеет только два драйвера, и если говорить о денежных потоках, которые они генерируют, то вполне возможно, что они соизмеримы. Это видео и игры. И когда провайдеры типа нас строят свои сети, то у нас перед глазами две кошмарные картины: это лицо человека, у которого телесмотрение составляет уже 26 часов в сутки. Это не хохма, это реальность благодаря замечательной услуге мультискрин - многослойное телесмотрение 2-3 экранов одновременно. И надо обеспечить высокий битрейт в прямом канале, пропускную способность. 4К-видео, 8К-видео, телевизоры 105 дюймов по диагонали - в общем, все прелести, в каждой комнате причем. Это одна проблема, и мы для нее, исходя из нее, действительно строим и планируем дальнейшее строительство и модернизацию сетей.

Другой кошмарный лик - это те самые 10% геймеров, которые генерируют еще больший, гораздо больший поток на абонента, но эти потоки, как правило, не видны отрасли, они видны только владельцам, которые с удовольствием их складируют на своих счетах. Это совершенно огромные суммы, потому что ARPU там совершенно чудовищный, он составляет десятки, сотни и тысячи долларов в месяц на абонента <...>

Михаил Хомич: Такой вопрос к операторам: почему не директивно решить вопрос, не заставить договориться? Или это неэффективно и не будет работать?

Виталий Шуб: Любые попытки регуляции телекоммуникационной отрасли приводят к тому, что она останавливается в развитии либо все прекращается. Весь феномен совершено изумительной высококонкурентной среды в России и в проводном, и в беспроводном сегменте, аналогов которой, наверное, в мире нет (сверхнизкие тарифы и потрясающая либеральность предоставления и потребления услуги), объясняется во многом тем, что долгие годы регулятор регулировал совершенно другие вещи. И проморгал развитие сотовой индустрии и альтернативных проводных операторов. Благодаря этому мы сейчас имеем возможность за очень низкие по мировым меркам деньги пользоваться всеми благами цивилизации, высоких технологий и т. д. Поэтому звать владельца зоопарка, чтобы он своим весом всех бегемотов передавил, - это не самый конструктивный подход.