Цифра недели: 1,3 трлн руб.

Максим Стулов/ Ведомости

В России зима наступает неожиданно - для коммунальных служб, которые каждый год узнают, что зимой в России идет снег. «Правило зимы» применимо и для правительства: для него почти любая проблема неожиданна, даже ожидавшаяся годами.

Планирование основано на оговорках: авось нефть подорожает, авось снег не выпадет, авось не введут санкции, а если введут, то небось от газа не откажутся, авось Китай поможет, небось сланцевый газ нам не грозит. При таком авось-подходе Россия никогда не будет играть вдолгую: Путин и его окружение приучили к решению проблем «здесь и сейчас» путем мобилизации всех ресурсов. Примеров много - до сих пор не решены проблемы банков из-за американского закона FATCA. Еще один пример - обсуждение глобального налогово-нефтяного маневра (снижение экспортной пошлины и акцизов, повышение НДПИ, см. статью на стр. 04). Хотя по разным вариантам речь идет о перераспределении в бюджете огромной суммы - 1,3 трлн руб. - и последствиях для экономики всей страны.

Еще в конце 80-х гг. Егор Гайдар писал о неэффективности советской нефтепереработки. В последние пять лет экономисты и аналитики неоднократно предупреждали о вреде высоких экспортных пошлин на нефть: они сдерживают внутренние цены на топливо, предприятия и население получают энергетическую субсидию, а это не способствует энергоэффективности, конкурентоспособности, конкуренции и т. д. Поводов у правительства задуматься об этом было немало: экспортные пошлины противоречат принципам ВТО, авторы подготовленной для правительства и президента программы развития до 2020 г. объяснили вред таких субсидий. Чиновники с этим соглашались, чем дискуссия и ограничивалась. И хотя в октябре 2011 г. маневр потихоньку двинулся (пошлины на нефть начали снижаться, на нефтепродукты - расти, потом начал повышаться НДПИ), комплексной реформы на долгие годы вперед с расчетом всех последствий не было.

Но тут чиновники и нефтяники обнаружили, что зима на носу: им грозят вполне ощутимые денежные потери. Правительство вспомнило, что, договорившись с Белоруссией и Казахстаном об экономическом союзе, Россия собиралась создать единый нефтегазовый рынок и если не снизить резко пошлины, то доходы бюджета обрушатся (компании будут экспортировать нефть через соседние страны). Перспектива потерять до $30 млрд в год стала куда более серьезным доводом в пользу реформы, чем неэффективность экономики. А тут еще нефтяники кинулись отговаривать правительство от повышения пошлин на мазут с 2015 г. И работа закипела. Оказалось, что начинать реформу надо уже со следующего года и на обсуждение времени почти не осталось. А проблем такое перемещение нефтегазовых доходов порождает немало: рост цен на бензин, потери дорожных фондов, нефтехимических компаний, влияние на бюджеты регионов, на издержки всей экономики, на проекты самых влиятельных лоббистов, в том числе «Роснефти». Аналитики единодушны: за несколько месяцев провести такую глобальную реформу, качественно просчитав все последствия, невозможно. А значит, все будет много раз меняться, в том числе под влиянием лоббистов. А реформа, многократно меняющаяся и непроработанная, - самая плохая из всех возможных.