Кто заплатит за налоговый маневр

Министерства финансов и энергетики готовы в сжатые сроки реформировать налогообложение нефтяной отрасли - возможно, всего за три года. Уже в 2015 г. отрасль ждет резкое снижение экспортных пошлин
Smartmoney

Рентабельность ВНХК и новых проектов - основной вызов для реформы, говорит чиновник, близкий к Минэнерго: «Мы можем позволить адекватное снижение маржи для компаний, но новые проекты от маневра не должны пострадать». «Роснефть» разработала свою версию реформы: сроки маневра во всех вариантах примерно равны (три-четыре года), но параметры разные - госкомпания согласна на такое же снижение пошлин, но предлагает не так сильно поднимать НДПИ, рассказывает один из чиновников. Ключевая разница между планами Минфина и «Роснефти» - кто оплатит маневр. При первом варианте бюджет не несет потерь, при втором - появляются выпадающие доходы, зато не меняется рентабельность нефтяников, рассказывает один из чиновников.

Сегодня состоится заседание комиссии по ТЭКу при президенте. По словам нескольких чиновников, одним из основных вопросов будет налоговый маневр в нефтяной отрасли. Чиновники Минфина и Минэнерго до последнего спорили о сроках реформы и в итоге согласовали общий сценарий, рассказали сотрудники ведомств экономического блока.

Налоговый маневр - это резкое снижение пошлин, акцизов и резкое повышение НДПИ. Изначально Минфин настаивал на ускоренном изменении ставок - всего за два года (см. врез), чтобы увеличить поступления в бюджет уже в ближайшие годы и снизить потери от субсидирования Белоруссии. Минск уже добился уменьшения на $1,5 млрд компенсации, которую страна перечисляет России в виде экспортных пошлин от продажи нефтепродуктов, произведенных из российской нефти.

Минэнерго, напротив, призывало растянуть маневр: из-за резкого снижения пошлин автоматически вырастет внутренняя цена на нефть (рассчитывается фактически по формуле), а это сделает нерентабельными многие российские нефтеперерабатывающие заводы, которые выпускают дешевый мазут. Сейчас его доля в корзине НПЗ - 28%, к 2020 г., по прогнозу EY, она должна уменьшиться до 15% (см. инфографику). Пока НПЗ выживают благодаря низкой стоимости сырья, отмечают аналитики. Надо дать время компаниям, чтобы они завершили модернизацию НПЗ, настаивало Минэнерго. Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил рассчитать компромиссный вариант - маневр за четыре года, рассказали участники совещания на прошлой неделе.

В понедельник было выработано два сценария - маневр за четыре и за три года, говорят сотрудники Минфина и Минэнерго. За этот срок компании успеют завершить модернизацию НПЗ, увеличив выпуск светлых нефтепродуктов, можно будет решить и все другие вопросы, как бюджетные, так и отраслевые, пояснял чиновник, близкий к Минэнерго.

Также министерства договорились, что основной скачок в ставках НДПИ и пошлин может произойти уже в 2015 г., а в следующие три года будут «умеренные шаги», рассказывает один из чиновников. В итоге маневр будет напоминать первоначальный план Минфина, хотя и не будет столь радикальным. Пошлина на нефть за четыре года опустится не до 28%, как предлагал Минфин, а до 30%, НДПИ поднимется до 950 руб. (в 2014 г. - 493 руб.), пошлины на нефтепродукты снижаются, но для некоторых видов не так сильно, как предлагалось, рассказывает один из чиновников.

Но и такой план не понравился «Роснефти», так как он может негативно отразиться на ее крупном проекте - Восточной нефтехимической компании (ВНХК), рассказывают чиновники. Минфин собирался компенсировать дополнительные издержки НПЗ снижением акцизов, но производителям нефтехимии это не помогло бы, так как их продукция не облагается акцизами. Чтобы поддержать отрасль, Минфин предлагал ввести отрицательные акцизы, а также удержать на низком уровне стоимость сырья (за счет высоких пошлин на нафту).

Представитель «Роснефти» не комментирует обсуждение реформы. Крупные нефтяные компании будут отстаивать свои интересы, тем более что речь идет о влиянии на новые проекты, говорит сотрудник одной из них: цель маневра - наполнить бюджет, стимулов для развития отрасли в нем сейчас нет.

Скорее всего, сегодня на комиссии по ТЭКу будут обсуждаться оба варианта - и «Роснефть», и чиновники готовы отстаивать свои предложения, говорит один из чиновников. Президент «Роснефти» Игорь Сечин - ответственный секретарь комиссии. В России рентабельность нефтяных компаний по чистой прибыли - 20%, примерно такая же и у мировых компаний, но у них - из-за большой доли высокомаржинальных продуктов, которые продаются в розницу, а в России - за счет низкой себестоимости, приводит данные аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Маневр не должен сильно снизить рентабельность, считает он: от перемены мест слагаемых в структуре налоговой нагрузки поменяется не так много, а повышение цен на бензин даже на 1-2 руб. (такое повышение допускает Минфин) увеличит выручку компаний. По оценкам «ВТБ капитала», в результате маневра (исходя из его общего принципа) выросла бы нагрузка на «Башнефть», «Газпром нефть» и «Лукойл», а «Татнефти» и «Сургутнефтегазу» маневр может быть выгоден.

Проект ВНХК может пострадать, но «Роснефти» не обязательно подстраивать весь маневр под себя - она может компенсировать потери, решив вопрос о помощи по-другому, призывает Лукашов: «Проект большой, стратегический - правительство может предоставить ему специальный налоговый режим».

Маневр надо увязать с ходом модернизации НПЗ, чтобы компании успели увеличить в выпуске долю светлых нефтепродуктов, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Мазут является побочным продуктом переработки и стоит дешевле нефти, но за счет производства светлых нефтепродуктов и дешевой нефти НПЗ могут позволить себе большую долю мазута в корзине, рассказывает Борисов. В результате реформы издержки НПЗ будут расти быстрее доходов, подчеркивает Борисов: при снижении пошлины на нефть до уровня, близкого к Казахстану (сейчас $80 за тонну), цена на сырье для НПЗ вырастет примерно на $300 за тонну, в то время как дополнительные доходы от подорожавшего мазута составят лишь около $200.