Lada Vesta приедет из Ижевска

«АвтоВАЗ» хочет выпускать новую Lada Vesta в Ижевске. Производство Lada Priora, которую она должна была заменить, могут продлить еще на несколько лет
Максим Стулов/ Ведомости

Группа «АвтоВАЗ» хочет наладить выпуск Lada Vesta - новой бюджетной модели B-сегмента - не в Тольятти, как планировалось, а на Ижевском автозаводе, рассказали «Ведомостям» сотрудник группы и топ-менеджер ее поставщика.

Премьера Vesta, разработанной с использованием новой «вазовской» платформы, состоится в августе на Московском автосалоне. Производство начнется в сентябре следующего года. До конца 2015 г. планируется выпустить как минимум 5000 шт., говорит один из собеседников «Ведомостей». Проектную мощность он не знает.

Предполагаемая цена Vesta - 350 000-400 000 руб. «АвтоВАЗ» позиционирует Vesta как замену Lada Priora (от 364 700 руб.), выпуск которой должен завершиться в первой половине 2016 г.

Выпускать новинку предполагалось на ветке конвейера, где производится Priora. Но из-за падения доходов и сокращения автомобильного рынка «АвтоВАЗ» решил не тратиться на подготовку к выпуску новинки в Тольятти, а производить ее в Ижевске, где создаются универсальные линии (для выпуска Lada, Renault и Nissan с разными платформами) в рамках модернизации автозавода стоимостью 15 млрд руб. до 2017 г., поясняет один из собеседников «Ведомостей». Сколько компания сэкономит и изменилась ли при этом стоимость инвестпрограммы «АвтоВАЗа» (около 180 млрд руб. до 2020 г., треть - за счет кредитов ВЭБа. - «Ведомости»), он не уточнил. В 2013 г. чистый убыток «АвтоВАЗа» по МСФО составил 7,9 млрд руб. против прибыли в 29,2 млрд годом ранее.

Это решение породило новую проблему - что делать с линией в Тольятти после прекращения выпуска Priora, продолжает сотрудник группы. По его словам, президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон дал указание подумать о продлении жизни Priora еще примерно на три года. Это было бы логично, комментирует поставщик: проведя рестайлинг модели, компания поддержит загрузку мощностей, а также продажи - ведь это по-прежнему одна из самых популярных моделей в России. По данным АЕБ, в январе - апреле продажи Priora снизились на 15% до 21 495 шт. (8-е место). На столько же сократились продажи всех автомобилей Lada (до 128 633 шт.), рынок уменьшился на 4% до 829 046 шт.

Топ-менеджер дилера «АвтоВАЗа», напротив, считает, что заводу лучше отказаться от выпуска Priora: «Зачем ему в одном классе столько массовых моделей - Granta, Kalina, Priora, Vesta? Это создает ненужную конкуренцию между ними». По данным «Автостата», B-сегмент - второй по популярности в России (после SUV). В январе - марте продажи таких автомобилей снизились на 10,2% до 174 280 шт., доля сегмента сократилась на 2,8 п. п. до 30,5%. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов тоже советует отказаться от выпуска Priora после начала выпуска Vesta.

Освободившиеся мощности на линии в Тольятти «АвтоВАЗ» может отдать под выпуск автомобилей альянса Renault-Nissan, который мог бы профинансировать модернизацию, рассуждает Удалов. Но стратегически лучше создать универсальную линию, чтобы выпускать разные бренды, иначе для Lada в Тольятти мало что останется, считает Удалов. Альянс рассматривал возможность совместного инвестирования в модернизацию еще одной линии «АвтоВАЗа», как было при создании линии B0 (выпускает Lada Largus, Nissan Almera, новый Renault Logan). Этот план сохраняется, сказал представитель альянса. Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответил.