Дорога от храма

Все о церкви и ни слова о православии - дебютный роман Нины Федоровой «Уйти по воде» обнажил внутренний конфликт верующего человека

Ведется поиск сетей WiFi. Доступно пять подключений: HOME, InGodWeTrust, World_Connect_Free, Kostik1983, Ouroboros. Аутентификация. Введите пароль. Пароль неверный. Повторить?» Да, будет и вторая попытка подключения к источнику, и третья, и кнопка «Обновить» на экране устройства покроется следами от подушечек пальцев.

Такая метафора к роману Нины Федоровой - вовсе не шаржевая. Потребность в связи с обществом, миром, Вселенной, наконец, отзовется в тех читателях, кто хоть раз в жизни испытывал отчуждение от своей среды. Изображенный автором анклав - церковно-приходской, куда главная героиня была помещена с детства, - пугающе детализирован и узнаваем. Юбки, платки, бороды, мрачные лица, жаргонизмы «Ангела за трапезой», «Спаси Господи», «смирение», «искушение», «послушание», «грех» - бесконечно встречаясь на страницах книги, эти образы и слова окрашены той пародийной интонацией, на которую способен обиженный человек.

Начало 1990-х годов, время небывалой пасторской силы, активной работы по возрождению храмов. Приходы составляют исключительно благонадежные верующие, в чье понятие о праведности вменяется изгнание из своей жизни бесовской музыки, бесовского ящика, мыслей о любви, счастье, комфорте. В глазах девочки, девушки, а затем и замужней женщины этот социум из образцового, святого превращается в собрание лицедеев, которое делится на «лохов», безропотно подчиняющихся благословениям батюшки, и «умных», фарисейски чтущих церковные каноны.

Прозрение наступает с окончанием православной гимназии и поступлением на филфак МГУ, где жития святых изучаются по-научному бестрепетно, как один из жанров литературы, а студенты-неверы оказываются порядочными и ничуть не страшными людьми. Сигареты, алкоголь, знакомство с мальчиками - все, что табуировалось духовником Кати отцом Митрофаном, было с горячностью принято за устав светского секуляризма. Прошлое же теряло выпуклость, сглаживалось до бумажного листа с рисунком, на котором у священников «нимбы - на завязочках, как шапки-ушанки: должны же они как-то держаться на голове».

Хозяином этого картонного мира, огромным, властным, как Карабас-Барабас, со свистящей плетью беспощадных слов, в романе выступает отец Митрофан. Посредник между людьми и Богом, он исключает понятия любви и свободы в мирской жизни духовных чад, доводя их до отчаяния, отступничества, бегства. Так сотканный из подробностей, длинных монологов героини, споров с собой и фантомом священнослужителя текст смерчем крутится на одном месте, теряя в художественности и приобретая в публицистичности.

«Земную жизнь пройдя до половины», Нина Федорова создала собственный роман-путешествие по кратерам ада. Въедливый, поистине лингвистический подход к теме (разбор на уровне фонетики, лексики, семантики - в лучших традициях филфака), а также нескрываемая боль, зудящая между строк, вводят в соблазн идентифицировать героиню с автором и признать текст автобиографией. Чтобы затем пойти на диалог, склоняя голову перед изложенной в книге историей непротивления злу насилием. Не переубеждать, а лишь поделиться: бывает и по-другому.

Нина Федорова. Уйти по воде. СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013