От редакции: Эхо старой войны

Штурм аула Ахульго (Франц Рубо)

Годовщина окончания Кавказской войны ХIX в., продолжавшейся 47 лет (с 1817 по 1864 г.) и определившей отношения между Россией и народами Северного Кавказа, прошла почти незаметно. Спустя 150 лет неотрефлексированные события войны и последующее выселение народов в годы Великой Отечественной продолжают подпитывать межэтническую и межрелигиозную напряженность в регионе.

Масштабные боевые действия начались в 1817 г. при генерале Алексее Ермолове. Он покорял горцев Чечни и Дагестана, не соблюдая европейских законов войны. Жестокое разорение восставших городов и аулов, уничтожение посевов и скота, захват заложников стали системой боевых действий. «Разорение нужно было как памятник наказания <...> никому доселе не покорствовавшего народа, нужно в наставление прочим народам, на коих одни примеры ужаса удобны наложить обуздание», - вспоминал Ермолов.

В ответ в Дагестане в конце 1820-х гг. появилась кавказская разновидность одного из исламских вероучений, мюридизма. Она предусматривала не только аскезу, но и обязательную борьбу с «неверными», которыми повстанцы считали не только русских, но и лояльных им феодалов. Восстания под руководством имама Шамиля и его приверженцев заставили русскую армию покинуть часть Дагестана и Чечни.

Чиновники и военные на Кавказе в XIX в. не вмешивались в дела феодалов при соблюдении ими внешней лояльности. «После покорности дагестанских племен мы не изменили существенно господствовавшую там вредную систему управления. Установленные там порядки не только не прекратили тиранию владетелей, но <...> еще укрепили эту власть», - писал историк Аполлон Руновский. Российская власть и военные часто превращались из арбитров в инструмент междоусобной борьбы.

Ситуация стала меняться в начале 1850-х гг. Армия начала методично вытеснять повстанцев в горы, представители командования и чиновники вступили в переговоры, обещая сложившим оружие прощение и улучшение жизни. В конце 1850-х гг. император Александр II упразднил ханства, владетели которых больше других восстановили население против русской короны. Сопротивление ослабло: в августе 1859 г. Шамиль сдался командующему на Кавказе генералу Александру Барятинскому. А 21 мая (2 июня по новому стилю) 1864 г. был отслужен молебен об окончании войны. Часть горцев отправились в изгнание в Турцию.

Кровопролитная война продолжает отравлять отношения между русскими и народами Кавказа. Некоторые называют действия России того периода геноцидом горцев. Но это была типичная колониальная война, в которой русские считали противников варварами. Исторического примирения достичь трудно, на это, вероятно, потребуются века. Возможно, пора договориться о памятнике жертвам той войны. Важно также понимать: копирование прежних методов при решении современных противоречий Кавказа порождает иллюзию успеха, загоняет вглубь старые проблемы и порождает новые.