Сечин тормозит маневр

Минфин и Минэнерго готовы провести налоговый маневр в нефтяной отрасли за четыре года, однако президент «Роснефти» Игорь Сечин категорически против изменений. Менять налоговую систему в отрасли все равно придется, предупреждают эксперты
Нефтепереработка проиграет от налогового маневра/ A. Rudakov/ Bloomberg

На вчерашней комиссии по ТЭКу при президенте обсуждали основные параметры налогового маневра в нефтяной отрасли - резкое снижение пошлин до уровня, близкого к Казахстану ($80), снижение акцизов и такое же резкое повышение НДПИ. Накануне Минэнерго и Мин­фин согласовали финальную версию маневра.

«Ведомости» ознакомились с параметрами маневра. Планируется, что он продлится четыре года, а не два, как изначально предлагал Минфин. Но нефтяников уже в следующем году ожидают сильные изменения налоговых параметров (см. таблицу). В 2015 г. предельный коэффициент в формуле экспортной пошлины на нефть снизится с 59 до 42% (в действующем бюджете на 2014-2016 гг. в следующем году предусмотрено снижение лишь до 57%). К 2018 г. пошлина опустится до 30% - почти до уровня казахстанской (сейчас - $80, т. е. 28%). Это снизит бюджетные риски от создания Евразийского экономического союза (ЕЭС): у российских компаний не будет соблазна экспортировать нефть не через Россию, а через Белоруссию, которая может произвольно установить очень низкие пошлины.

Пошлины на светлые нефтепродукты к 2018 г. снизятся до 26%, в том числе на бензин. Сейчас на бензин действует заградительная пошлина - 90%. Она была введена, чтобы предотвратить дефицит на внутреннем рынке. Пошлина на мазут будет повышаться до 100%, но не резко, как предусмотрено действующим бюджетом, а к 2018 г.

НДПИ на нефть в 2015 г. вырастет до 775 руб. за 1 т (в 2014 г. - 493 руб.), а через четыре года достигнет 950 руб. Это не такое сильное повышение, как Минфин рассчитывал изначально. Но эффект для бюджета и при таком сценарии будет нулевым, выпадающих доходов не будет, поясняет чиновник финансово-экономического блока.

У компаний в первый год может снизиться маржа из-за возросших издержек: при снижении пошлины на нефть до уровня, близкого к казахстанскому, стоимость сырья для НПЗ вырастет примерно на $300 за 1 т и многие проекты станут нерентабельны, подсчитали в Московском нефтегазовом центре EY. Но в последующие годы компании компенсируют потери благодаря росту цены на бензин - по плану Минфина, они могут повыситься на 1-2 руб.

Минфин подготовил другие инструменты поддержки: низкие акцизы для производителей нефтепродуктов, в нефтехимии отрицательные акцизы и низкая цена на сырье.

Добывающий сегмент окажется в выигрыше от такого маневра, оценивает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов: средний проект без льгот при цене на нефть в $110 за баррель в ближайшие два года дополнительно получит примерно $0,7 на каждый баррель, в 2017-2018 гг. эта величина превысит $1 за баррель. При росте цен на нефть положительный эффект для добычи увеличивается, при снижении - уменьшается (из-за особенностей формулы расчета НДПИ и экспортной пошлины).

Перерабатывающий сегмент от маневра проиграет, хотя он и выгоднее для них, чем нынешний сценарий увеличения пошлин на мазут до 100% с 2015 г.: доходность снизится не так сильно, продолжает Борисов. При такой конфигурации маневра маржа условного НПЗ в Центральной России в ближайшие два года снизится с $9 до $4 за баррель, а к 2018 г. - до нуля, оценивает эксперт: «И только завершение модернизации заводов позволит восстановить уровень маржи».

Влияние на бюджет пока сложно оценить, считают аналитики. В ближайшие два года при текущих ценах на нефть оно будет нейтральным, а дальше все зависит от изменения товарных потоков, поясняет руководитель международной налоговой практики EY для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов: «Надо учитывать изменения в структуре корзины нефтепродуктов - например, при росте выпуска светлых бюджетные поступления могут сократиться».

Однако даже согласованные параметры маневра не устроили президента «Роснефти» Игоря Сечина. «Эти предложения создают дестимулирующий эффект добычи и противоречат задачам по развитию Сибири и Дальнего Востока», - заявил он. Маневр ухудшит экономику новых крупных проектов, серьезные риски возникнут у «Роснефти» при реализации проекта Восточной нефтехимической компании, произойдет снижение инвестклимата в целом, предупредил он президента Владимира Путина.

Решение о маневре нужно принимать быстрее, ответил Сечину замминистра финансов Сергей Шаталов: изменения нужны, чтобы сохранить поступления в бюджет, гармонизировать пошлины внутри ЕЭС, а также защитить нефтяников от резкого роста пошлин на мазут.

Путин с Шаталовым согласился: правительство должно определиться с параметрами маневра в ближайшее время. Налоговый маневр неизбежен, его надо провести в ближайшее время, предупреждает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов: «В противном случае условия для экспорта российской нефти будут гораздо выгоднее в Белоруссии, и это обрушит поступления российских пошлин в бюджет».