От редакции: Внезапные планы

Стомахин Игорь/ PhotoXPress

Добровольно-принудительный отдых россиян в Крыму за счет работодателей представляет собой пример плановой экономики. Однако планирование это внезапное и краткосрочное.

Ростуризм подтвердил: госкорпорациям и крупнейшим компаниям настоятельно рекомендовано за счет их бюджетов отправлять сотрудников на отдых в Крым. Предполагается, что туристическую инфраструктуру в Крыму загрузят в этом году 3 млн российских отдыхающих. Поездки организуют и регионы - они отправляют детей и льготников.

Граждане и рады поехать в Крым: по данным фонда «Общественное мнение», 68% опрошенных хотели бы там отдохнуть. Конкретные планы съездить в Крым в ближайшие годы были у 21% опрошенных. И туркомпании отмечают рост интереса к Крыму в этом году. Нельзя забывать, что власти постарались обеспечить спрос не только пряниками: запрет либо рекомендации не ездить за рубеж сотрудникам правоохранительных органов и чиновникам среднего уровня с учетом их семей, в принципе, может обеспечить потребности Крыма в туристах.

Прямые расходы государства выглядят небольшими. В этом году обещано на организацию детского отдыха 800 млн руб., на дорожное строительство и транспортную доступность - 3,7 млрд руб.

Наземным транспортом до Крыма сейчас практически не добраться. Льготных авиабилетов оказалось очень мало, а цена без льгот для граждан неподъемна - кое-где люди отказывались от бесплатных путевок из-за стоимости переезда. Вопрос: будет ли государство дополнительно субсидировать авиакомпании или заставлять их работать в убыток?

Госкорпорации и крупные компании сейчас профинансируют отдых сотрудников в Крыму, но что будет дальше? Долгосрочная демонстрация лояльности требует серьезных расчетов - издержки снова будут повешены на государство либо нанесут бизнесу урон.

Очевидно, предполагается, что сейчас государство подтолкнет крымский туризм, а дальше граждане сами будут ездить и тратить там накопленное. Если учесть, что российский средний класс в значительной степени состоит на госслужбе или работает на госпредприятиях, то со спросом проблем быть не должно. Но пока экономика сохраняет рыночные рудименты, потребители все равно будут выбирать по цене, доступности, качеству услуг. Будет ли с Крымом конкурировать Сочи, наш предыдущий символ туризма, или отправлять туда сотрудников неполиткорректно?

Оценены ли эти риски? Судя по срочности предприятия, вряд ли. С таким планированием государству придется каждый год рекомендовать компаниям отправить сотрудников в Крым, а также расширять запреты на выезд за границу.