Крымская наценка

Мост в Крым стремительно дорожает и может обойтись почти в 300 млрд руб. Почти половина затрат - на подготовительные работы и подъездные дороги, подсчитали консультанты
ИТАР-ТАСС

Госкомпания «Автодор», которая отвечает за проект моста через Керченский пролив, вчера представила предварительный проект строительства, который специальная экспертная группа признала оптимальным. О нем рассказал предправления «Автодора» Сергей Кельбах, выступая на заседании рабочей группы в Минтрансе. Это лишь выводы экспертов, подчеркивают представители Минтранса и «Автодора», пока их нельзя считать предложениями госкомпании.

С учетом сжатых сроков, стоимости, особенностей ландшафта рекомендованный вариант - совмещенный мост с четырьмя автодорожными полосами и двумя железнодорожными путями в Тузлинском створе, сообщил Кельбах. Рассматривалось 74 варианта с разными комбинациями моста и тоннеля, конструкциями и створами. Было даже предложение проложить канатную дорогу, поделился вчера министр транспорта Максим Соколов.

Фактически эксперты предложили построить два моста: первый длиной 1,4 км от Таманского полуострова до косы Тузла, затем он перейдет в автомобильную и железную дороги, а с берегом Крыма их соединит второй мост - длиной 6,1 км (см. карту).

Строительство самого совмещенного моста обойдется в 149,8-157,8 млрд руб. - в зависимости от того, будет ли он одноуровневым или двухуровневым (см. таблицу). А с учетом подготовительных работ и подъездных дорог протяженностью 49 км суммарная стоимость проекта вырастает до 295,6 млрд руб. Еще по 750-790 млн руб. в год потребуется на содержание моста. Прежние оценки были существенно ниже: еще до поручения президента построить совмещенный мост Соколов оценивал проект в 50 млрд руб. А при формировании ФЦП развития Крыма смета выросла до 200 млрд руб., сообщал представитель ведомства. Не было понятно, каким будет мост, потому «плавала» и стоимость: в последнее время были оценки от 110 млрд до 200 млрд руб., говорил «Ведомостям» человек, близкий к Минтрансу.

Вариант совмещенного моста в Тузлинском створе изначально выглядел приоритетным, говорили «Ведомостям» члены рабочей группы и чиновники, курирующие проект: меньше технических сложностей, проще будет уложиться в сроки, к тому же, по предварительным расчетам, он дешевле прочих. Например, строительство автодорожного вантового моста вместе с железнодорожным тоннелем обошлось бы в 376,5 млрд руб., а два раздельных моста будут стоить 337,3 млрд, следует из материалов «Автодора».

Президент Владимир Путин поручал правительству до 1 июля определить стоимость проекта и источники финансирования. Одним из них может стать фонд национального благосостояния (ФНБ), заявил вчера замминистра транспорта Олег Белозеров, правда, заявку на выделение средств Минтранс еще не готовит. Будет ли мост платным, тоже пока непонятно. Возможно, проезд будет платным только для автотранспортных средств массой свыше 3,5 т.

По мнению консультантов «Автодора», в проект можно привлечь и внебюджетные инвестиции, используя государственно-частное партнерство. Можно использовать концессию с платежами государства за эксплуатацию или долгосрочное инвестиционное соглашение, как на первом участке ЦКАД. С учетом сжатых сроков скорее всего будет использовано именно такое инвестсоглашение, объясняет один из разработчиков проекта: доля частника там ниже, зато нет длительного конкурса и переговоров с банками, как в концессионных проектах, а это важно с учетом «директивных сроков».