От редакции: Новый старый друг

David Guttenfelder/ AP

Возможно, у России есть шанс «открыть» КНДР - примерно так, как в свое время британцы и американцы «открыли» для торговли и взаимодействия с миром Китай и Японию. Вчера министр по делам развития Дальнего Востока Александр Галушка сообщил, что Россия и Северная Корея договорились о снятии административных барьеров и «иных проблем» в ведении бизнеса между двумя странами. Российские инвесторы получат в КНДР особые условия, возможность торговать за рубли, оформлять многократные визы, пользоваться широкополосным интернетом и мобильной связью. Российским компаниям предлагают добывать молибден, медь и золото.

Нынешняя КНДР - потенциально перспективный источник ресурсов, минеральных и трудовых. Эксперты оценивают запасы полезных ископаемых в $6,4 трлн. КНДР располагает 4 млрд т магнезита (2-е место в мире), 2 млн т графита (3-е) и 160 т вольфрама (6-е). Кроме того, КНДР - перспективный поставщик дешевой и образованной (большая часть имеет среднее образование) рабочей силы. Открывший свое дело первым в стране с высокими административными барьерами и непрозрачной системой власти получает преимущества перед конкурентами. Не исключено, что российские предприятия смогут активнее привлекать трудящихся из Северной Кореи, что послужит некоторым противовесом притоку на Дальний Восток граждан Китая.

Важно понимать и риски. Стремление КНДР к сотрудничеству вызвано стремлением сбалансировать внешнеэкономические связи после конфликта с Китаем, который сократил сотрудничество после казни группы северокорейских функционеров, обвинявшихся в продаже земель и природных ресурсов китайским компаниям по заниженным ценам. Не исключено, что под подозрением окажутся и партийные кураторы сотрудничества с Россией. Есть и иные проблемы. Первые лица КНДР иногда отказываются от обещаний (покойный Ким Чен Ир в 2002 г. объявил о прекращении ядерных испытаний, а затем объяснил, что «пошутил»). Кроме того, чиновники, привыкшие получать ренту при распределении гуманитарной помощи, потребуют немалых откатов при организации СП. Наконец, в моменты военно-политической напряженности экономические доводы перестают работать: известно, что в период обострения отношений с Южной Кореей весной 2013 г. КНДР прекратила работу совместной промышленной зоны в Кэсоне.