«Яндекс.Маркет» поработает за магазины

«Яндекс.Маркет» запускает новые сервисы, которые упростят работу небольших интернет-магазинов, прежде всего в вопросах оплаты и доставки. Таких среди партнеров площадки 80%
Нестабильность маленьких магазинов пока тормозит развитие «Яндекс.Маркета»/ Д. Новожилов/ Ведомости

«Яндекс.Маркет» объявил об обновлении сервиса, нововведения будут ориентированы на небольшие онлайн-магазины. Площадка позволит интернет-ритейлерам продавать свои товары прямо на странице сервиса по предоплате с банковской карты или «Яндекс.Деньгами». Об этом рассказал руководитель «Яндекс.Маркета» Алексей Авдей. Как считают в компании, это позволит онлайн-магазинам избежать кассового разрыва: магазин получит деньги после передачи товара в доставку.

Крупные магазины могут влиять на доверие потребителей, выстраивать свою логистику, но небольшие и средние не могут себе это позволить, рассуждает Авдей: в среднем по отрасли каждый второй небольшой интернет-магазин закрывается в течение года после открытия. В результате нестабильность маленьких магазинов стала тормозить развитие «Яндекс.Маркета». 80% партнеров площадки - это мелкие и средние интернет-магазины, уточнил Авдей. Доходы от «Яндекс.Маркета» интернет-компания отдельно не раскрывает, но аналитики оценивали их примерно в 6% выручки «Яндекса» от контекстной рекламы; таким образом, в 2013 г. эта сумма могла составить 1,66 млрд руб. По данным TNS, аудитория «Яндекса» в апреле 2014 г. составила 58,5 млн пользователей, «Яндекс.Маркета» - 18,8 млн. Оборот онлайн-ритейла в России за прошлый год, по данным Data Insight, составил $16,3 млрд.

Вместе с агрегатором логистических сервисов MultiShip, в которого «Яндекс» инвестировал в начале этого года, «Яндекс.Маркет» запустит доставку товаров в регионы, а на своей странице будет показывать точный срок доставки. Доставка - главная проблема средних и даже некоторых крупных игроков, говорит руководитель аналитического отдела «Эльдорадо» Елена Жукова. Если «Яндекс» вместе с партнерами решит эту проблему, то среднему бизнесу это даст определенную выгоду, а для крупных игроков это скорее минус, полагает она: «Крупные игроки имеют свою службу доставки, выгодно отличающуюся по уровню сервиса от среднестатистического курьера неизвестного интернет-магазина».

«Яндекс.Маркет» будет доставлять только предоплаченные заказы, отмечает Мария Заикина из «Связного», а такая модель покупки пока не доминирует на российском рынке. Например, в 2013 г. доля оплаты после получения заказа составила не менее 70% от всего объема заказов, приводит она данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Кроме этого «Яндекс.Маркет» запустит систему защиты покупателей, которая гарантирует, что пользователь получит оплаченный товар, и систему персональных рекомендаций. Она будет предлагать пользователю дополнительные товары, которые могли бы его заинтересовать, на основе анализа прошлых покупок, поисковых запросов и др., поясняет Авдей. Заикина говорит, что в интернет-магазине «Связного» система рекомендаций дает рост оборота на 5-6%. По данным «Эльдорадо», дополнительные предложения могут увеличить средний чек на 10-15%, но важно, что дополнительные продажи происходят обычно в аксессуарах - более маржинальном сегменте. «Недостатком внедрения рекомендательной системы станет то, что дополнительный выбор будет происходить среди ассортимента всех контрагентов «Яндекса», а не исключительно магазина, своим товаром инициировавшего первую продажу», - считает Жукова.

Комиссия для всех интернет-магазинов по новой системе работы будет составлять 3%, сказал Авдей: 1% - по системе оплаты за переход на сайт и 2% - за проведение платежа. «В будущем те магазины, которые хотят подниматься в выдаче результатов поиска выше, смогут назначать более высокую ставку за комиссию и добавлять 0,2 п. п., и тогда ставка будет 3,2%, например», - сказал он. По словам Авдея, средняя комиссия на рынке составляет около 5%.