От редакции: Киевские церемонии

AP

Церемония вступления в должность главы государства не просто символический акт. Уровень присутствия на ней представителей ключевых стран мира и международных организаций отражает их отношение к ситуации в стране и расклад внешнеполитических сил. Инаугурацию президента Украины Петра Порошенко в этом отношении следует признать в основном удавшейся.

Отсутствие первых лиц США и ведущих стран Европы в Киеве можно объяснить участием в праздновании 70-летия высадки союзных войск в Нормандии и, вероятно, нежеланием портить отношения с Кремлем. США и Германию представляли вторые лица в государственной иерархии: вице-президент Джозеф Байден и президент Иоахим Гаук. Исключением среди стран G7 стала Канада, где проживает значительная украинская диаспора: премьер-министр Стивен Харпер прибыл из Франции на Украину.

Европейские структуры были представлены на высоком уровне: на церемонии присутствовали председатель Совета Европы Херман ван Ромпей, глава ОБСЕ Дидье Буркхальтер, генеральные секретари этих организаций. Показателен и уровень представительства соседних государств и стран бывшего СССР. В Киев прибыли президенты или премьер-министры шести из семи стран, с которыми граничит Украина: Молдавии, Румынии, Венгрии, Словакии, Польши и Белоруссии. Казахстан, Азербайджан и Грузию представляли премьер-министр, председатель парламента и президент - вторые лица по табели о рангах в перечисленных государствах. Все они пытаются поддерживать баланс между стремлением не сердить Москву, раздраженную событиями на Украине, и желанием выстроить хорошие отношения с новым руководством.

Даже ближайшие союзники Путина Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко не вполне поддерживают позицию России.

То, что Россию на инаугурации представлял посол Михаил Зурабов, может показаться отражением прежней жесткой позиции России в отношении новых властей Украины. Но не все так просто. И дело не только в важной в символическом плане личной встрече Владимира Путина с Петром Порошенко во Франции. Возвращение Зурабова в Киев на фоне информационной войны последних месяцев, в которой активно участвовал и официальный МИД, выглядит демонстрацией стремления поддерживать нормальные дипломатические отношения. Похоже также, что Кремль отказался от негативной оценки новых украинских властей как нелегитимных. В беседе с французскими журналистами 4 июня Путин говорил о Викторе Януковиче как о «бывшем президенте», косвенно признав, что Кремль смирился с его падением и намерен, пусть и нехотя, налаживать диалог с Киевом. Распоряжение российского президента об усилении охраны границы с Украиной, о котором просил Порошенко, еще одно тому подтверждение.

Реакция Кремля на инаугурацию Порошенко может свидетельствовать о том, что наиболее острая фаза внешнеполитического конфликта вокруг Украины миновала. Однако до реального примирения еще очень далеко - российские добровольцы все еще воюют в Донбассе.