Ответственные за прошлое и будущее

Скромный по мировым стандартам Шотландский балет привез на Чеховский фестиваль программы, которым могут позавидовать именитые труппы
Балет «Лунный Пьеро», сочиненный в 1962 г., сегодня выглядит эксцентрично, но благородно/ Владимир Вяткин/ РИА Новости

Шотландский балет - лишь одно из звеньев хореографической сети, которая накинута на Великобританию: эта труппа, обитающая в Глазго с 1969 г., отвечает за приобщение ко всем видам танцевального искусства обитателей своего региона и нечасто выдвигается за его пределы. На афише - и «Лебединое озеро», и баланчинский «Агон», и английские классики Эштон с Макмилланом. Старые американские авангардисты, пуантовый экстремист Уильям Форсайт, поиск новых хореографов - все это тоже в зоне ответственности труппы.

Как Шотландский балет чувствует себя в озерах Петипа, Москве демонстрировать не стали. В первую программу наряду с опусом Кристофера Хемпсона, арт-директора компании и верного последователя неоклассицистов, включили «Лунного Пьеро» - балет американского революционера Глена Тетли на музыку Шенберга, созданный в 1962 г., быстро обосновавшийся в линейке современных шедевров, но с тех пор так и не добравшийся до России.

Театр имени Моссовета позволил рассмотреть спектакль во всех подробностях: большая и расположенная близко к зрителю сцена укрупняет и каждый жест, и всю камерную историю Пьеро, печального лунного поэта, запутывающегося в бельевых сетях, которые развешивают через всю сцену банальная стерва Коломбина и мелкий бес Бригелла.

Полвека назад Тетли поразил смешением классического танца и лексики модерна. С тех пор прием из революционного стал банальным. Но «Лунный Пьеро» покрылся не паутиной, а благородной патиной: хореографический язык персонажей сегодня кажется эксцентричным, но не экзальтированным. И гораздо более адекватным современности, чем большинство работ, попавших в программу «Танцевальная Одиссея», которую сформировали для прошлогоднего Эдинбургского международного фестиваля (Шотландский балет - резидент этой престижной институции). Но концерт из девяти номеров хорошо вписался в экспериментальный формат театрального центра «На Страстном». Как и следовало ожидать, его гвоздем стал Shift (2007), театральность которого оказалась родственной эстетике «Лунного Пьеро». Номер для трех пар подтвердил статус Кристофера Брюса, одного из лучших английских хореографов старшего поколения. Увлекательнее остальных танцев оказалась программка. В ней биографии пяти молодых постановщиков представляют траекторию пяти вариантов продвижения молодых хореографов. И ни один из них не имеет аналогов в России. А за британский балет можно быть спокойным - при таком внимании кто-то неизбежно дорастет до международного уровня.