От редакции: Ползучая реабилитация

Денис Абрамов/ Ведомости

Тема реабилитации сталинизма как части широкого спектра мнений и Сталина как «эффективного менеджера» давно присутствует в риторике высокопоставленных российских политиков. При эскалации общественных настроений мейнстримом может стать наиболее радикальная позиция.

Отзываясь на слова Владимира Путина, поддержавшего идею референдума о переименовании Волгограда в Сталинград, на этот счет вполне сочувственно высказался глава cинодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. На «Первом канале» вышел фильм «Лаврентий Берия. Ликвидация», рассказывающий о том, что Берия не был таким уж чудовищем, каким его принято считать, более того, он поднял грузинскую экономику и сельское хозяйство, а став наркомом НКВД, провел первую массовую реабилитацию незаконно арестованных.

Как именно происходит превращение маргинальных голосов в мейнстрим, хорошо видно на примере отношения к Сталину и сталинизму в РПЦ. Многие годы политика Московского патриархата строилась на балансировании между «либералами» и «консерваторами». С одной стороны, еще в 2009 г. архиепископ Иларион Алфеев, один из наиболее влиятельных иерархов, публично называл Сталина «чудовищем, духовным уродом», который «развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей», а потому «вполне сопоставим с Гитлером». С другой стороны, учрежденная в 2011 г. Патриаршая литературная премия изначально выглядела реверансом в сторону «охранителей». Искусство таких реверансов - очень сложное дело, и сегодня вторая позиция явно возобладала над первой. В прошлом году премию получил Станислав Куняев, автор книги, отрицающей холокост и возлагающей ответственность за преследования евреев в Европе на них самих. В этом году среди номинантов Александр Проханов, называющий Сталина святым и говорящий об оправданности кровавых жертв во имя величия страны. Одно дело поддерживать умеренно националистические тенденции, совсем другое - откровенно оправдывать преступления, что ставит носителя этих идей вне границ среди прочего и христианства.

Явно или неявно сформулированная задача такого рода символических жестов - сделать вид, что массовые репрессии не преступление, остро нуждающееся в соответствующей оценке, а одна из тем, по которой возможен плюрализм мнений. Кроме того, «неоднозначность» таких фигур, как Сталин и его соратники, должна оттенять безусловное величие СССР.