Вода нагреется не выше инфляции

Денис Абрамов/ Ведомости

На следующие четыре года, включая 2018 г., рост платы за коммунальные услуги в среднем по стране не должен превышать инфляции - такое поручение обещал дать правительству премьер Дмитрий Медведев.

В каждом регионе будет свой коэффициент индексации, объяснил замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис: где-то ниже инфляции, где-то чуть выше. Коэффициенты до 1 ноября определит правительство, сообщил он, в среднем по стране он будет равен 1.

Индексация тарифов ЖКХ на инфляцию с 2015 г. записана в макропрогноз Минэкономразвития до 2017 г. От формулы «инфляция минус 30%» (утверждена правительством в сентябре) на 2015-2016 гг. решено отказаться: тарифы с 1 июля 2015 г. вырастут на 6% (в предыдущем прогнозе - на 3,3%), с 1 июля 2016 г. - на 5% (3,4%), с 1 июля 2017 г. - на 4,5%; цены на электроэнергию могут расти и выше, если потребуются инвестиции в энергосистемы Калининграда и Крыма, говорится в документе.

Доля населения в потреблении электроэнергии - 13-14%, говорит Сергей Кондратьев из Института энергетики и финансов, влияние на выручку и финансирование инвестпрограмм незначительное.

Тарифы достигли предела, считает Чибис: в расходах населения они занимают 9,5-10%, а это среднемировые значения. Темп роста на уровне инфляции будет закреплен до 2019 г., заверил замминистра.

В 2013 г. президент Владимир Путин поручил ограничить рост платежа за коммунальные услуги 6%, вспоминает аналитик «Анкоринвеста» Сергей Вахрамеев, это уже был переход на тариф, пропорциональный инфляции. «Газпром» ничего не выиграет, считает он, выручка разве что компенсирует расходы.

Расчет тарифа пропорционально инфляции ничего не даст и ресурсоснабжающим компаниям, полагает Дмитрий Гордеев из Института экономики города: ввести ограничение - значит заморозить ситуацию с плохой инфраструктурой, лишить источника средств для обновления инженерных сетей.

У ресурсоснабжающих организаций огромные резервы, возражает председатель комитета Думы по ЖКХ Галина Хованская, исключение - водоснабжение и водоотведение, там нерыночное ценообразование. Рост тарифов в водоснабжении должен быть выше инфляции, согласен Чибис.

В наибольшей зоне риска теплогенерирующие компании, считает Кондратьев: им тарифы будут ограничены и по теплу, и по электроэнергии, плюс у многих ТГК старые мощности, большой расход топлива, а значит, меньше маржа.

Повысить инвестиционную привлекательность сферы теплоснабжения, по версии Минэнерго, должен ускоренный рост тарифов: оно предложило индексировать тариф на тепловую энергию с темпом инфляция плюс 4 процентных пункта, сообщал «Интерфакс».

Вся деятельность по тепловой генерации убыточна, признает сотрудник энергетического холдинга, тарифы настолько низки, что хватает только на оплату труда и топлива, в платеже полностью отсутствует инвестиционная составляющая, хватает только на латание дыр. Содержание ТЭЦ - не бизнес, а социальная нагрузка, согласен еще один энергетик. «Вводя долгосрочные ограничения, мы превращаем сектор в понятный для инвестора бизнес», - парирует Чибис.

Подход с ограничениями тупиковый, считает Гордеев, нужно устанавливать экономически обоснованные тарифы, совершенствуя методики, а льготникам и малоимущим давать адресные субсидии - тогда у ресурсоснабжающих организаций появятся средства на обновление инфраструктуры.