«Метрика» без еды

«Метрика» сворачивает продуктовую сеть «Гастроном Донской». Формат DIY оказался эффективнее продовольственной розницы, объясняет компания

ООО «Корпорации СБР», развивающая сеть супермаркетов DIY «Метрика», приостанавливает развитие собственной продовольственной сети «Гастроном Донской», следует из ответа «Ведомостям» директора по корпоративным коммуникациям «Метрики» Ольги Вильде. По ее словам, в текущей экономической ситуации открытие или увеличение формата магазина DIY с точки зрения окупаемости инвестиций гораздо эффективнее, чем открытие еще одного продовольственного магазина.

Приоритетное направление для «Корпорации СБР» - федеральная сеть «Метрика», компания решила расширить формат, в этом году будет открыто три гипермаркета, говорит представитель компании. По ее словам, в некоторых случаях увеличение площади «Метрики» будет происходить за счет находившегося в одном здании «Гастронома Донской».

Первый «Гастроном Донской» открылся в марте 2012 г. на Ленинском проспекте в Петербурге, к концу 2013 г. в Петербурге и Ленобласти их было уже семь, рассказывает Вильде. По ее словам, большая часть гастрономов открыта на арендованных площадях. Средняя площадь гастронома - 400 кв. м, торгового зала - около 300 кв. м, ассортимент - около 3500 наименований, добавляет она. Гастрономы работали в том числе и как интернет-магазины, осуществляли доставку продовольственных и непродовольственных продуктов, сказано на сайте сети. Инвестиции в открытие продуктового магазина площадью 400 кв. м - от 12 млн до 15 млн руб., срок окупаемости - около пяти лет, оценивает топ-менеджер федерального ритейлера.

«Гастроном Донской» предлагает переуступку прав аренды на свои магазины, знает директор департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина. Ставку аренды она оценивает до 1000 руб. за 1 кв. м в месяц, включая налоги. Представлены несколько гастрономов для возможной аренды, подтверждает топ-менеджер петербургского ритейлера.

По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Корпорация СБР» принадлежит Евгению Лебедеву. Компания управляет сетью из 104 магазинов «Метрика» в 70 городах и семью предприятиями. Выручка сети увеличилась в 2013 г. на 24,6% до 13,3 млрд руб., оценивает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Средняя торговая площадь гипермаркета - 6300 кв. м, ассортимент - 35 000 SKU, через интернет можно заказывать 75 000 SKU. Инвестиции в открытие магазина DIY на арендованных площадях - до 20 млн руб., считает исполнительный директор СТД «Петрович» Виктор Адамов. Рентабельность у DIY и FMCG сопоставима, но у FMCG больше оборот с 1 кв. м, говорит Бурмистров.

Доля петербуржцев в возрасте после 18 лет, посещавших «Метрику», в 2013 г. увеличилась до 10,6% с 8,4% в 2012 г., число посетителей «Максидома» - с 12,3 до 15,4%, IKEA - c 12,7 до 12,9%, «Строителя» - с 7,5 до 9,8%, «Домового» с 8,5 до 9,5%, свидетельствуют данные Synovate Comcon.

У «Метрики» есть очень успешный опыт размещения супермаркетов рядом с «Магнитом», выручка объектов DIY рядом с магазинами FMCG вырастает на 20% и более, говорит Бурмистров. По его словам, «Гастроном Донской» не был сильным и узнаваемым розничным брендом, на эффективность сети могли влиять отсутствие распределительного центра и малый объем закупок.