Нынче любят бессловесных

25-й «Кинотавр» так и не обзавелся безусловным фаворитом, и наградная интрига жила до самой последней минуты. Победило чистое искусство - «Испытание» Александра Котта, фильм без слов
Режиссер Александр Котт, актриса Анна Цуканова и продюсер Игорь Толстунов празднуют минуты триумфа/ Екатерина Чеснокова/ РИА Новости

Шансы на основные призы сохраняли авторы и участники 5-7 фильмов, и выбор в пользу тех или других зависел от стратегии жюри во главе с Андреем Звягинцевым, а она оставалась предметом догадок. Однако при любом раскладе один-два неминуемо оказывались за бортом.

Мне досадно, что в результате непростой, подозреваю, комбинации «Кинотавр-2015» бортанул два фильма, не только украсивших программу, но и предложивших нашему кино поискать выгоду там, где авторство запросто дружит с беллетристической занимательностью. Я имею в виду «Еще один год» Оксаны Бычковой и «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой. Про первый я уже писал в одном из предыдущих обзоров, про второй рассказать толком не успел. Пользуясь случаем, не таким уж радостным для дебютантки Сайфуллаевой и ее несколько более опытной коллеги Бычковой, сообщаю, что никогда прежде не мог заподозрить себя в любви к девичьему кино, но вот убедился, что способен на такое, а девичье кино, в свою очередь, способно доставлять полноценное удовольствие без всяких снисходительных «но».

Справедливости ради замечу, что зрительские потенции фильма Бычковой задолго до Сочи оценили в зимнем Роттердаме, и не утаю, что «Кинотавр» выдал «Еще одному году» мужской актерский приз за действительно хорошую актерскую работу Алексея Филимонова. Тем не менее я убежден, что этот фильм мог быть поощрен за большее и что Надежда Лумпова в лирической драме на двоих выступила уж никак не бледнее своего партнера и если она не поймет такую странную избирательность «Кинотавра», то будет права.

Вообще, в этом году привычная для Сочи гендерная коллизия неожиданно вывернулась наизнанку: обычно в приличных мужских ролях недостатка нет, зато женских - удручающая недопоставка, а нынче вдруг расцвел такой цветник, что глаза разбегаются. Согласен, на чужое место мысленно усаживаться легко, особенно постфактум, и все же будь я на месте мужчин из жюри - обязательно продавил бы красивый и оригинальный женский призовой вариант с тремя совсем разными и равно волшебными блондинками из «Как меня зовут»: Сашей Бортич, Мариной Васильевой и Анной Котовой. Ничего не имею против Северии Янушаускайте из «Звезды» - отличная актриса, серьезная роль, - но не исключаю, что «Звезде» хватило бы и приза Анне Меликян за режиссуру, а вот диплом режиссеру Сайфуллаевой с формулировкой «За легкость» - это маловато, достоинства ее фильма легкостью не исчерпываются.

Критики попали в нерв сочинского премиального сюжета - 2015, когда накануне закрытия на своем заседании приняли решение наградить традиционным «Слоном» изысканную мелодраматическую притчу Александра Котта «Испытание», а дипломом поддержать памфлет Юрия Быкова «Дурак» про неравный бой честного сантехника с гнилой системой, но не в сатирической аранжировке, как у его тезки Мамина в некогда знаменитом перестроечном «Фонтане», а в самых серьезных обличительных тонах.

У яростного и запальчивого «Дурака» образовалась если и не многочисленная, то активная армия сторонников, да и некоторые оппоненты видели в нем реального претендента на победу, но это если б жюри решило удариться во все социальные тяжкие, а его председатель Звягинцев углядел личный художественный интерес в том, чтобы парадоксально наградить образец эстетически чуждого ему кинематографа. Судя по всему, эти резоны не возобладали и судьи сочли за благо не усугублять непростое положение «Кинотавра», сформированное неделю назад бескомпромиссным Александром Сокуровым, да еще в преддверии такого заключительного аккорда, как постскриптум-показ «Левиафана» работы председателя Звягинцева. Короче, они обратили взоры в сторону чистого искусства, не омраченного неприятной политикой и имеющего интересные приметы художественного поиска, а тут не было конкурентов у Александра Котта и его радикально немого «Испытания»: ни единого слова за полтора с лишним часа чистой киногении и визуальных упражнений Левана Капанадзе (операторский приз) в прекрасном - это не шуточки. Дорвавшись до давно вымечтанного им немого кино, Котт рассказал историю первой любви кудрявого московского паренька и точеной юной казашки в выжженных степях близ Семипалатинска с горящим глазом, и в этой увлеченности он оказался очень заразителен. Ну а если кому-то захотелось воскликнуть «нет слов!» не в связи с победой молчаливого «Испытания», а тремя часами позже, с трудом оправившись от прямого удара гневного «Левиафана», то он в своем праве. И я понимаю Александра Роднянского, генпродюсера «Кинотавра» и «Левиафана», который в краткой речи перед премьерным показом Звягинцева настойчиво подчеркнул, что фестиваль-де закончился: не отдели он «Левиафана» от фестивальной программы - и многое в этой программе тут же перестало бы существовать как повод для разговора, да и по части беспощадности к нынешнему положению дел на родине «Левиафан» в союзе с «Дураком» и «Комбинатом «Надежда» Натальи Мещаниновой перегнул бы палку до слишком уж решительного перегиба на сочинских местах.