Экзамен на юбилей


Балет Екатеринбургского оперного театра отпраздновал столетие. В праздничный гала не вошли «Вариации Сальери», которые недавно принесли труппе три «Золотые маски». Вместо триумфа танцовщикам устроили госэкзамен: они выступили в «Пяти танго» ван Манена и гран-па из «Пахиты» Петипа.

Это пример непростой ситуации, в которой существует сегодня любой отечественный балетный коллектив. Травмы двух исполнителей вынудили срочно менять сценарий гала, потому что в большой труппе нет второго состава, способного качественно танцевать современную хореографию: ритмически и координационно сложную, силовую и скоростную.

Место «Вариаций Сальери» в гала заняли «Пять танго» на музыку Пьяццоллы - еще один раритет: прав на исполнение балета Ханса ван Манена в России пока добился только худрук екатеринбуржцев Вячеслав Самодуров - он сам танцевал под руководством голландского классика. Пока самым свободным в эстетике этого балета чувствует себя Андрей Сорокин, самой точной выглядит Лариса Люшина, а самой выразительной - Елена Трубецкова.

Ради юбилея Самодуров выманил на Урал грандов мирового балета. Мария Кочеткова, прима Балета Сан-Франциско, играючи перешла от русского «Щелкунчика» к мультипликационному стилю Йормы Эло, хореографа постфорсайтовской эпохи. Джейми Крандалл и Албан Лендорф, представляющие Датский Королевский балет, станцевали Классическое па-де-де на музыку Чайковского, наглядно продемонстрировав, как много почерпнул в старинной датской школе Джордж Баланчин. Первый танцовщик Opera National de Paris Алессио Карбоне представил хореографию Ролана Пети, а пермские танцовщики Наталья Моисеева и Иван Порошин - фрагмент поставленного для них Дагласом Ли балета Souvenir.

После этого манежа звезд гран-па из «Пахиты» оказалось особенно требовательным. Оно считается квинтэссенцией русского академизма. Его планку поддержал Александр Сергеев из Мариинского театра, считающийся специалистом по современной хореографии, но с фирменной вагановской свободой станцевавший виртуозную главную мужскую партию.