Наставник наоборот

Представители поколения Y в силу молодости часто считаются работниками, которых еще многому надо учить. Но есть кое-что, чему они могут научить старшее поколение
С.Николаев/ Ведомости

Некоторые американские компании делят коллектив на пары, соединяя работников старшего возраста с молодыми для так называемого обратного наставничества. «Эта практика применяется последние три-четыре года, - рассказывает Дидье Бонне, глава подразделения Capgemini Consulting в Лондоне. - А цель в том, чтобы поднять уровень знаний цифровых технологий у топ-менеджеров и руководителей». И в самом деле молодежь, с детства приученная к общению в социальных сетях, по технической грамотности превосходит представителей старших поколений и может этими знаниями поделиться.

Ребекка Кауфман, 24-летний менеджер по работе с сообществами, два года занималась цифровыми коммуникациями в MasterCard. Она рассказывает, что была «немало смущена», когда ее поставили в пару с 50-летним топ-менеджером Роном Гэрроу. К этому моменту Кауфман уже почти 10 лет общалась в социальных сетях, но перспектива научить пользоваться социальными медиа высокопоставленного начальника ее обескуражила.

Гэрроу, директор по персоналу MasterCard, решил использовать социальные медиа для установления более тесного контакта с сотрудниками, родившимися после 1980 г. Доля таких работников в компании с общей численностью персонала в 9000 человек выросла с 10% в 2010 г. до 37% в 2013 г. Кроме того, Гэрроу хотел привлечь в социальных сетях внимание молодых клиентов, которым нужно было разъяснить новую политику компании.

Пара встретилась один раз в декабре и один раз в январе в кабинете Гэрроу. Потом они продолжали друг другу писать по электронной почте, встречались или говорили по телефону несколько раз в неделю.

Гэрроу с готовностью принял предложение увеличить свое присутствие в сети LinkedIn, куда раньше заходил всего раз в неделю. Теперь он стал бывать в LinkedIn ежедневно. Но топ-менеджер упорно выступал против использования Twitter. Мысль о том, что он должен избегать любых рискованных высказываний, крепко угнездилась в его мозгу, и он не мог себя преодолеть. Сказывались 26 лет работы в банковской сфере, где любое публичное выступление топ-менеджера «проходит бесконечные согласования и одобрения», рассказывает сам Гэрроу. Кауфман, как могла, его убеждала. Однажды она спросила топ-менеджера: «Как вы собираетесь продвигать себя в интернете?» Гэрроу не знал, что ответить. Все, что он говорил, касалось продвижения в сети MasterCard, а не его самого. Отец четырех детей в возрасте от 14 до 26 лет, он признается, что в тот момент почувствовал свою полную зависимость от 24-летней девушки - ровесницы его детей.

В конце концов Гэрроу решился написать несколько сообщений в Twitter. Все их редактировала Кауфман. Она и сейчас продолжает давать Гэрроу советы, как и что лучше разместить в этой социальной сети. Например, в прошлом месяце Гэрроу посетил Мичиганский университет, а потом решил опубликовать в Twitter свое фото со студентами MBA-школы. Но прежде он послал Кауфман эту фотографию по электронной почте вместе с наброском рассказа о событии, в котором он принимал участие. «Я хотела сразу опубликовать это в Twitter, но засомневалась», - вспоминает Кауфман.

Поразмыслив, девушка предложила Гэрроу переписать сообщение, и через некоторое время в Twitter появилась фотография с исправленным рассказом.

Сейчас, через полгода совместной работы, Гэрроу уже обзавелся 2352 контактами на LinkedIn. Кроме того, он проверяет Twitter 8, а то и 10 раз в день и пишет около 50 сообщений в месяц. Гэрроу и Кауфман, конечно, пришлось преодолевать возрастные барьеры. Однажды они возвращались в офис с конференции, и Кауфман, сидя в машине, достала свой смартфон и начала работать. Гэрроу в этот момент завел разговор о ее будущей карьере. Они немного поговорили, и Кауфман вновь склонилась над смартфоном. Ей польстило его внимание к ее делам, но только через некоторое время она осознала, что ему было неприятно, что она прервала разговор и уткнулась в телефон.

Гэрроу признается, что поведение девушки его несколько «шокировало». Сам он в ее возрасте, наверное, приложил бы все усилия, чтобы понравиться топ-менеджеру. Тем не менее обратное менторство оказалось полезным не только для Гэрроу, но и для Кауфман. Ее попросили помочь освоить социальные сети еще двум топ-менеджерам. Эти новые связи помогли девушке утвердиться в компании.

Программа обратного менторства стартовала в MasterCard в 2011 г., и с тех пор в ней приняло участие около 100 сотрудников. Такие же программы ввели у себя Mars и Cisco Systems. А в Hartford Financial Services Group подобная программа помогла топ-менеджерам научиться широко использовать внутреннюю корпоративную социальную сеть и привела к послаблениям в политике компании в отношении использования социальных сетей сотрудниками. По словам пресс-секретаря компании, программа помогла некоторым молодым сотрудникам продвинуться по служебной лестнице.