Развитие на пенсии

Правительство готово выделить из фонда национального благосостояния (ФНБ) почти 1,3 трлн руб. на инфраструктуру. Часть этих средств может достаться «Газпрому» для строительства газопровода в Китай
«Газпром» может получить часть средств ФНБ/ А. Махонин/ Ведомости

40% средств ФНБ на 1 января 2014 г., или до 1,16 трлн руб., может быть вложено в любые инфраструктурные проекты или депозиты Внешэкономбанка, который также кредитует инфраструктурные проекты. Еще 20% - в проекты с участием Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) или «Росатома»: по 10%, или до 290 млрд руб., в обоих случаях. Таким образом, всего на инфраструктуру правительство согласилось выделить до 60% ФНБ, или 1,74 трлн руб. С учетом уже размещенных на депозите во Внешэкономбанке 474 млрд руб. сумма получается меньше, но все равно значительная - почти 1,27 трлн.

Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, меняющее порядок управления ФНБ. Вчера документ опубликовала пресс-служба правительства.

Поправки официально закрепляют возможность инвестировать средства ФНБ в самоокупаемые инфраструктурные проекты (в облигации и акции компаний). Впервые о такой возможности президент Владимир Путин заявил летом прошлого года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

При согласовании проекта постановления Минфин говорил, что 60% ФНБ на инфраструктуру - слишком много, нужно остановиться на 40%, вспоминает сотрудник аппарата правительства, но отстоять свою позицию не смог, дополнительно выделить деньги РФПИ и «Росатому» поручил президент. Представитель Минфина это не комментирует.

Денег выделено больше, чем требуется на проекты компаний, которые просили помощи из ФНБ. В ноябре Медведев уже распорядился выделить по 150 млрд руб. на модернизацию БАМа и Транссиба, а также на строительство ЦКАД. В апреле Минэкономразвития в прогнозе социально-экономического развития назвало еще семь проектов, которые претендуют на финансирование из фонда (см. врез), в том числе с участием РФПИ и «Росатома», - на них требуется 472,3 млрд руб. Самый главный претендент - проект создания Международного авиационного узла (187,2 млрд руб. из ФНБ). Еще 150 млрд руб. просит РЖД на строительство скоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань.

Как быстро будет выбран лимит финансирования - зависит от качества проработки проектов, отметил замминистра экономического развития Николай Подгузов, пока в инфраструктуру не вложено ни рубля. Теперь проблем с финансированием проектов не будет, говорит сотрудник Минэкономразвития. За исключением, возможно, проекта «Москва - Казань», оговаривается он. В расчетах для правительства (копия есть у «Ведомостей») РЖД указывала, что всего ей нужно от государства 450 млрд руб.

Кроме уже объявленных проектов умных энергосетей и ликвидации цифрового неравенства у РФПИ еще семь проектов в высокой степени проработки, рассказывает гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев: например, строительство платных дорог и портовой инфраструктуры. Документация будет составлена так, что в случае проблем у проекта доходы от него в первую очередь будет получать ФНБ, обещает Дмитриев.

Средства ФНБ планируется вкладывать в проекты атомной энергетики, в которых у России будет доля, объясняет представитель «Росатома». Пока это две АЭС - «Ханхикиви-1» в Финляндии и «Аккую» в Турции, но в дальнейшем таких проектов может быть больше, говорит он.

На ФНБ есть еще один крупный претендент. Часть средств может получить «Газпром», заявил вчера ИТАР-ТАСС министр экономического развития Алексей Улюкаев. На прошлой неделе президент поручил правительству и Минфину подумать над докапитализацией монополии для строительства газопровода «Сила Сибири», необходимого для поставок газа в Китай. По словам Путина, расходы «Газпрома» на газопровод и сопутствующую инфраструктуру могут составить $55 млрд. «Подробных дискуссий на этот счет не было, и я считаю, что принципиально возможным является использование средств ФНБ», - заявил Улюкаев. Однако, по его словам, «Газпром» не должен рассчитывать на ФНБ как на единственный источник финансирования проекта: монополии нужно вложить собственные и заемные средства. Представитель «Газпрома» от комментариев отказался.

Новые правила означают, что меняется назначение ФНБ, рассуждает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: не поддержка пенсионной системы, а еще один институт развития. В таком случае нужно дать ответ, как решать проблему старения населения - она еще более обостряется, продолжает он. ФНБ остается стабилизатором пенсионной системы - деньги будут вкладываться на возвратной основе, настаивает Подгузов.

Активнее вкладывать ФНБ в экономику - логичный шаг в условиях затухания экономического роста, считает руководитель Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. Рост расходов повлияет на рост ВВП, но эффект однократный, говорит Гурвич: если таким способом поддерживать рост экономики, то расходы надо увеличивать на 1,5 п. п. ежегодно, а если решать инфраструктурные задачи - тогда нужно проверить, насколько эффективны инвестпроекты и как сделать их эффективными. Если при отборе проектов правительство будет руководствоваться экономическим эффектом - максимизация прибыли, окупаемость проекта и расшивка узких мест в инфраструктуре, то инвестиции дадут мультипликативный эффект и способны подстегнуть экономический рост, уверена Цепляева, но если проекты будут выбираться по политическим или социальным причинам, то эффекта не будет и есть риск, что деньги не вернутся в фонд. Будет ли эффект положительным, зависит не от выделенной суммы, а от эффективности ее использования, заключает Гурвич.