Австралийцы курят меньше

Количество курильщиков в Австралии сократилось до минимума с 1959 г. Это произошло после введения унифицированной упаковки, которую Австралия внедрила первой в мире, утверждает антитабачное лобби

Без лица. С 1 декабря 2012 г.

сигареты в Австралии можно продавать только в обезличенных пачках, на которых не должно быть ни брендовых цветов, ни изображений, ни логотипов: пачка утвержденной формы оливкового цвета, название производителя и марка написаны стандартными белыми буквами. British American Tobacco, Imperial Tobacco, Philip Morris и Japan Tobacco пытались через суд доказать, что австралийский закон нарушает их интеллектуальные права и является неконституционным. Но Верховный суд страны, рассмотрев поданные компаниями иски, нарушений в законе не обнаружил.

По данным Австралийского бюро статистики (АБС), австралийцы за первые три месяца 2014 г. потратили на табачную продукцию $3,2 млрд - почти на $1 млрд меньше, чем 10 лет назад, пишет Financial Times (FT). Это побудило участников кампании здравоохранения утверждать, что унифицированная упаковка - одинаковая для сигарет всех марок и крепости (подробнее см. врез) - снижает уровень курения. «Унифицированная упаковка - это долгосрочная мера, направленная особенно на детей, поэтому снижение продаж выглядит обнадеживающе», - цитирует издание слова президента Австралийского совета по курению и здоровью Майка Даубе.

Оценить эффективность унифицированной упаковки трудно, так как данных недостаточно, пишет FT: по данным АБС, в 2011-2012 гг. ежедневно курили 16,3% взрослых австралийцев против 22,4% десятью годами ранее. По подсчетам статистического бюро, в первые три месяца 2014 г. потребление снизилось до минимума с 1959 г.

У табачных компаний другое объяснение. Снижение потребления в I квартале 2014 г. связано с ростом акциза на 12,5% в декабре 2013 г.: курильщики ищут болеет дешевые продукты и экономят, вместо того чтобы бросить курить, заявил FT представитель BAT Скотт Макинтайр.

British American Tobacco, Imperial Tobacco, Philip Morris International указывают, что в 2013 г. их продажи в натуральном выражении выросли впервые за пять лет - на 59 млн штук. По данным BAT, АБС также зафиксировало рост потребления в первый год после внедрения унифицированной упаковки. На прошлой неделе BAT начала продавать пачку с 25 сигаретами за 13 австралийских долларов (примерно $12,2), указывая, что при введении унифицированной упаковки цена стала главным фактором в конкуренции.

Кроме того, табачные гиганты утверждают (ссылаясь на доклад KPMG), что после внедрения унифицированной упаковки в стране выросло нелегальное потребление табака до 13,9% в 2013 г. с 11,8% несколькими годами ранее. Таможенная служба Австралии в ежегодном докладе отметила, что угроза контрабанды в течение года оставалась относительно стабильной.

Большинство экспертов указывают, что влияние унифицированной упаковки станет ясным через несколько лет, но Даубе утверждает, что лучшим показателем того, что закон работает, стало отчаяние табачных компаний, пишет FT.

Первой европейской страной, которая введет унифицированную упаковку, может стать Ирландия: в парламент страны уже внесен такой законопроект. По словам министра здравоохранения Джеймса Рейли, которые передает BBC, главная цель законопроекта - сделать табак наименее привлекательным.