От редакции: Маркетинг прогресса

Simon Dawson/ Bloomberg

Генеральный директор Tesla Motors Элон Маск объявил о снятии ограничений на использование запатентованных технологий компании. Tesla производит электромобили, получает субсидии правительства США. Однако общая популярность электрокаров не растет: по словам Маска, на них приходится менее 1% мировых продаж автомобилей. Заботой о прогрессе и экологии объяснил свое решение эксцентричный миллиардер: патенты лишь обогащают юристов, подавляют прогресс и закрепляют позиции гигантских корпораций, которым нет дела до экологичных автомобилей.

Многие комментаторы увидели в этом жесте прагматику: Маску нужно создать совершенно новый рынок со своей инфраструктурой - электрозаправками, батареями, розетками, техническим обслуживанием и т. д., - а также с конкуренцией, позволяющей развиваться и удешевлять производство. В одиночку это чрезвычайно трудно. К тому же Tesla рассчитывает на то, что ее решения станут общепринятыми стандартами, - о том, как это важно, могут многое рассказать такие компании, как IBM или Microsoft.

Деталей плана Маск не раскрыл, но скорее всего Tesla откажется от роялти по некоторым важным для развития рынка патентам и на основе договоров передаст их в «добросовестное использование» конкурентам. Тем более что далеко не все технологии запатентованы - многие являются коммерческой тайной. Два года назад Маск объяснял, что в другом его проекте - Space X - почти нет патентов, так как их легко скопируют в Китае.

Впрочем, такая прагматика не противоречит целям прогресса (разве что ограничивает его стандартами Tesla). Более широкое прочтение темы также имеет право на существование.

Патентное регулирование - сложная система, которая явно отстает от предмета регулирования - инновационного бизнеса. В США, например, где патентная система - одна из самых развитых, идет серьезная борьба за ее реформирование. Исследования показывают, как патенты тормозят стартапы (опасность патентных исков подрывает доверие венчурных инвесторов: по подсчетам Кэтрин Такер из Sloan School of Management, из-за этого стартапы недосчитались около $22 млрд за пять лет).

Есть также проблема авторского права в интернете, где новая коммуникационная среда противоречит старым юридическим наработкам. Не случайно Элон Маск говорит об «открытом исходном коде» своих электромобилей; метафора прозрачна: лицензирование ПО также порой тормозит инновации.

И тут важен «звездный» маркетинг Маска: возможно, ему не удастся быстро развить рынок электрокаров - но вдруг толчок получит патентное право?