Россия съедет на место

Россия станет европейским лидером по продаже автомобилей не ранее 2017 г., а в 2014 г. скорее всего опустится на 3-е место. Автопроизводителей перспектива не смущает
М.Стулов/ Ведомости

В мае 2014 г., уже в третий раз с начала года, Россия, по данным «Автостата» (см. график), спустилась со 2-го на 3-е место по продаже легковых автомобилей в Европе. В 2012-2013 гг. Россия удерживалась на 2-м месте, а 3-е занимала в марте и сентябре.

В 2013 г. эксперты, в том числе из консалтинговых компаний BCG и PwC, прогнозировали, что уже в 2016 г. Россия станет крупнейшим автомобильным рынком Европы. «Вероятность такого сценария с учетом текущей ситуации на российском рынке следует отложить на год-два», - говорит теперь старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. Претендовать на лидерство страна сможет лишь в 2017-2018 гг., соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

«Краткосрочное развитие рынка трудно прогнозировать, сейчас рынок стремится примерно к 2,5 млн единиц в год (без учета легких коммерческих автомобилей). Но мы всегда фокусировались на долгосрочной перспективе», - замечает директор московского офиса BCG Стефан Мауэрер. Когда Россия станет крупнейшим автомобильным рынком в Европе, он предсказывать не стал. Долгосрочный прогноз BCG - 4,4 млн легковых и легких коммерческих автомобилей в 2020 г. - сохраняется.

В 2013 г. было больше оптимизма, вспоминают Литвиненко и Удалов: продолжалось падение продаж автомобилей в Европе, а сокращение продаж в России воспринималось как краткосрочное явление - в отдельные месяцы (август, декабрь) Россия даже выходила на 1-е место в Европе.

Но в этом году сокращение российского рынка из-за неблагоприятной экономической ситуации продолжилось, а в Европе наблюдается уверенный рост, продолжает Удалов. Негативное влияние на российский авторынок оказала и ситуация вокруг Украины, считает Литвиненко.

В 2013 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали на 5% до 2,78 млн шт., по данным Ассоциации европейского бизнеса. В 2014 г. российский рынок сократится на 5-10%, а продажи в Европе продолжат расти, прогнозирует Удалов. Литвиненко считает, что российские продажи снизятся на 8%. Россия в 2014 г. может сменить привычное 2-е место в Европе на 3-е, считают оба эксперта. В 2015 г. ситуация может выправиться, надеются они: сохраняются фундаментальные предпосылки для роста - низкий уровень автомобилизации и большое количество устаревших машин.

Представитель Toyota (лидер мирового автомобильного рынка) замечает, что снижение российского рынка в европейском зачете не отразится на бизнесе в стране ни Toyota, ни других автомобильных компаний, имеющих долгосрочную стратегию развития, - это скорее важно для тех, кто только собирается зайти на российский рынок или рассматривает возможность затеять в России новый крупный проект.

Выпуск автомобилей в России наладило большинство глобальных автокомпаний. Среди немногих, кто пока ищет площадку для производства легковых машин, - немецкая Daimler. Перспектива смещения российского автомобильного рынка в текущем году со 2-го на 3-е место среди европейских стран не повлияет на принятие решения о начале выпуска легковых автомобилей в России, говорит представитель Daimler: российский рынок далек от насыщения и в долгосрочной перспективе все равно будет расти. К тому же премиальный сегмент, в котором работает Mercedes-Benz, растет, невзирая на общее сокращение российского рынка, заключает представитель Daimler.